Заводской район

Играй, гармонь!

Всю свою сознательную жизнь заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Дмитрий Ровенский посвятил возрождению и развитию белорусского музыкального фольклора

В возрасте 12 лет юный житель Копыля Дима Ровенский играл более чем на 10 инструментах: гармошке, бая­не, аккордеоне, барабане, бубне, тромбоне, саксофоне, кларнете, гитаре, дудке, окарине, жалейке. Да и как же иначе? Все родичи мальчика и по отцу, и по матери были музыкантами-любителями. Играли на слух, без нот.

— Дед по материнской линии слыл мастером барабана и бубна, — вспоминает Дмитрий Дмитриевич. — И не просто стучал «бум-бум-бум!», как частенько делают сейчас, а знал различные хитрости. Один из моих дядьев после войны нашел в селе мину и стал ее на свой страх и риск обезвреживать. Она рванула. Дядю ранило в лицо, он ослеп. Да еще и часть пальцев на руках оторвало. Но он продолжал играть на баяне так, что любой зрячий мог позавидовать.

Вместе с отцом Дмитрий успешно выступал в местном и весьма популярном ансамб­ле «Копыльские дудари». Семья музыкантов славилась на всю округу и пользовалась таким спросом, что от заказов на разные торжества отбоя не было. Живущий в Копыле по соседству с Ровенскими односельчанин позвал однажды Дмитрия веселить гостей на своей свадьбе. И юный музыкант сделал это так классно, что супружеская пара уже по прошествии 50 лет отыскала его и попросила вновь сыграть, правда, уже на их золотой свадьбе. В начале 60-х годов прошлого века юноша приехал в Минск и устроился рабочим на ГПЗ-11 (сейчас ОАО «Минский подшипниковый завод»). С тех пор его судьба неразрывно связана с Заводским районом столицы.

«Дударики» дали за рубежом более 500 концертов. Всего на их счету около 2 тысяч выступлений. За последние 5 лет ансамбль 9 раз получал Гран-при престижных международных конкурсов.

Вы слыхали, как поют дрозды?

— От рабочего станка я ушел в армию, а после службы вернулся на предприятие, — говорит собеседник. — Заводской тогда был совсем другим. Не существовало большого моста на улице Плеханова, универмага «Беларусь», метро, жилого района Серебрянка. На его месте располагалась деревенька Шепечи, куда я ходил гулять и слушать птиц. Женился, родилась дочка, потом — сыновья-двойняшки. Нам выделили квартиру в новостройке на улице Ангарской.

Тогда это считалось окраиной Минска. Транспорт там поначалу не ходил. Чтобы доехать до центра, нужно было спуститься с горы по узенькой тропинке и пройти до остановки автобуса через деревянную кладочку, которая спасала местных жителей от грязного месива после дождей.

— Сейчас район не узнать: застроили жилыми многоэтажками, магазинами, школами, предприятиями, современными спортивными, социальными и культурными объектами. Удобно, комфортно, чувствуется забота о человеке. Одни только парки и скверы чего стоят! — высказывает свое мнение Ровенский.

Как человеку музыкальному Дмитрию Дмитриевичу во всем слышатся свои мелодии: в полете ветра, шепоте трав, журчании ручья и, конечно, в пении птиц.

— В Заводском много зеленых насаждений, где обитают пернатые, — продолжает собеседник. — Они музыканты от природы, и я люблю их слушать. В разных странах одни и те же виды птиц поют неодинаково. Например, у иностранца-щегла песня совсем не та, что у нашего. У нас дома тоже живут птицы. Мы с детьми и внуками и сейчас ездим на «охоту», ловим пернатых. Многие думают, что им плохо в неволе. Но в природе певчие птички живут в среднем один год, потому что гибнут от холодов, бескормицы, хищников. Так, нынешней зимой я не видел снегирей, чечеток. Дроздов было мало. А у нас они по 15-17 лет живут, потому что у них все есть. В благодарность птицы нам чудо-концерты устраивают.

Читайте также:  Лыжню!

Дмитрий Ровенский — «Минчанин года — 2010», обладатель 8 международных наград, в том числе памятного нагрудного знака «За мужество и любовь к Отечеству» Международного фонда маршала Г. К. Жукова и медали «За пропаганду народной культуры в Европе». Отмечен дипломом Представительства ООН в Республике Беларусь за большой личный вклад в сохранение и развитие белорусских национальных традиций. Ему также присвоено звание народного музыканта земли русской.

Музыка нас связала

В 1970-м Дмитрия Ровенского от райкома комсомола направили работать пионервожатым в СШ № 43. Затем он стал преподавать музыку и пение в СШ № 111 (нынче гимназия № 14). Увидел, что там много талантливых детей с хорошим слухом, сильным голосом. Появилась идея создать детский фольклорный ансамбль. Назвал его «Дударики». Сейчас заслуженному любительскому коллективу Республики Беларусь уже почти полвека. Занималась в нем не одна сотня талантливых детей, в том числе неблагополучных. Однако, увлекшись музыкой, никто из них не пошел по кривой дорожке, все выросли достойными людьми.

— Многие мои ученики окончили консерваторию или университет культуры и стали профессиональными музыкантами, — рассказывает Дмитрий Дмитриевич. — Валентина Авраменко, например, преподает сейчас в музыкальной школе по классу скрипки. Цимбалистка Светлана Малец играла в ансамбле «Свята», затем создала свой фольк­лорный ансамбль. Валерий Жавнерчик получил диплом Ленинградской консерватории, работает в Симфоническом оркестре Валерия Гергиева в Мариинском театре. Сейчас ко мне уже ходят внуки моих первых учеников.

Каждый артист «Дудариков» играет не менее чем на 5 инструментах. Слава о талантливом фольклорном ансамбле распространилась далеко за пределы Беларуси. Его приглашали на фестивали и конкурсы в Германию, Англию, Шотландию, Францию, Данию, Португалию, Тайвань. Коллектив представлял Беларусь в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, выходил на крупнейшие сцены многих стран Европы, более десятка раз гас­тро­ли­ро­вал в Италии. Музыканты никогда не используют фонограмму, что весьма ценит иностранная публика. После чернобыльской трагедии ансамбль неоднократно привозил в Минск из-за границы гуманитарную помощь, в том числе продукты питания, одежду, дорогое медицинское оборудование и медикаменты, которые передавали детским домам и больницам пострадавших районов. Правда, сейчас, по словам руководителя, выезжать куда-то становится все труднее, поскольку музыкальные мероприятия стоят больших денег.

— Приглашений много, но мы выбираем то, что нам по карману, — признается Дмитрий Ровенский. — Нынче в очередной раз предлагают поехать в Италию и Польшу. Проживание и питание страны берут на себя, мы оплатим только дорогу.

Несмотря на все успехи «Дудариков», душа Дмитрия Дмитриевича не совсем спокойна: он тревожится о будущем белорусской гармони.

— С грустью наблюдаю, как незаслуженно этот инструмент забывают, — отмечает собеседник. — В России еще есть настоящие мастера, которые могут изготовить инструмент, много талантливых музыкантов, проходят престижные конкурсы. У нас почти ничего этого уже нет. Но я все равно не верю, что на гармони перестанут играть!

У музыканта появилась идея создать в Минске Белорусский клуб гармонистов.

— Хотим собрать оставшихся в республике мастеров и объединить их в ассоциацию, — поясняет Дмитрий Дмитриевич. — Я целый год искал внуков и правнуков знаменитых белорусских гармонистов, которых уже с нами нет. Общаемся и с ныне здравствующими музыкантами. Идею создать такой клуб поддерживают многие.