Экономика

Почувствуйте розницу

Повышение рентабельности продаж, увеличение производительности труда, рост заработной платы, реализация коллективного договора — эти вопросы обсуждали во время встречи заместителя председателя Мингорисполкома Александра Крепака с трудовым коллективом «Милавицы»

Диалог состоялся с участием представителей концерна «Беллегпром», профсоюзов, администрации Центрального района. «Милавица» — бренд хорошо известный не только в Беларуси, но и за ее пределами. Продукцию фабрика поставляет более чем в 20 стран. Основные рынки сбыта — Беларусь, Россия, Украина, Казахстан. Экспорт составляет свыше 70 % от всего объема продаж. В прошлом году предприятие полностью обновило ассортимент классической коллекции, предложив покупателям 150 новых моделей.

Тем не менее одним из самых обсуждаемых вопросов во время встречи с трудовым коллективом стало повышение уровня оплаты труда. Работницы фабрики высказывали недовольство, что средняя зарплата швеи сегодня составляет примерно 650 рублей, в то время как правительством поставлена задача обеспечить ежемесячный доход белорусов в размере 1 000 рублей.

Как оказалось, этому есть объективные причины.

— На фабрике на протяжении многих лет шили один и тот же ассортимент, — пояснил генеральный директор предприятия Михаил Ющенко. — Однако конкуренция постоянно возрастает, нужно удовлетворять запросы потребителей, которые хотят покупать качественное и в то же время недорогое белье. Именно поэтому предприятие решило обновить линейку продукции и запустить в производство новые модели из современных материалов. И это решение действительно оказалось правильным и своевременным.

В данном случае можно было пойти тремя путями. Первый — закрыть на квартал производство, чтобы обучить швей изготавливать новые модели. Но, согласитесь, это не выход, так как люди остались бы на три месяца без зарплаты. Второй вариант — отрабатывать выпуск нового ассортимента поэтапно. И третий — внедрить всё одним махом.

— Мы выбрали последний — одномоментный массовый переход на новую продукцию. Возможно, все-таки правильнее было бы выстраивать инновационную технологическую цепочку постепенно, — констатировал руководитель. — Во-первых, людям понадобилось время, чтобы приспособиться к работе с новыми материалами, которые существенно отличаются от предыдущих по своей фактуре. Как результат, снизилась производительность труда, что, безусловно, сказалось на уровне оплаты труда. Во-вторых, мы не учли, что к работе на новом сырье оказались не готовыми и наши машины. Оборудование постоянно нуждалось в дополнительной наладке и корректировке. Когда увидели, что работницы не по своей вине теряют часть зарплаты, стали предоставлять им компенсационные выплаты. Применяли также повышающие коэффициенты при смене специализации или при выполнении сложно осваиваемых операций. Сейчас ситуация постепенно начинает налаживаться, швеи осваивают рациональные приемы работы с новыми материалами. С ноября 2017-го наблюдается прирост производительности труда на 3-5 % каждый месяц. Это хороший показатель, благодаря которому появляются все предпосылки, чтобы рассмотреть возможность увеличения заработной платы.

Продукцию фабрика поставляет более чем в 20 стран. Основные рынки сбыта — Беларусь, Россия, Украина, Казахстан. Экспорт составляет свыше 70 % от всего объема продаж.

В 2015 году средняя зарплата швеи на «Милавице» составляла 596, в 2016-м — 660, в ­2017-м — 658, в январе ­2018-го — 658 руб­лей, в феврале — 663 рубля (с учетом компенсации).

Заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир Астровский отметил, что на фоне своих коллег сотрудницы «Милавицы» выглядят отнюдь неплохо — относительно других организаций отрасли зарплаты здесь всегда были повыше. В том числе потому, что долгое время фабрика, по сути, являлась монополистом и могла себе позволить реализовывать недешевую продукцию. Но ситуация на рынке за последние годы существенно изменилась. Появился ряд конкурирующих компаний. Соответственно, начинается серьезная борьба за покупателя. И в выигрыше окажется тот, у кого будет более выгодное предложение.

Читайте также:  Приложили лед

По мнению представителя концерна, занимаясь обновлением и разрабатывая модели разной ценовой категории, «Милавица» находится на правильном пути. Это подтверждает и тот факт, что рентабельность продаж на пред­прия­тии возросла более чем в 2 раза. За январь 2018-го этот показатель составил 24,5 %, в то время как в конце 2017-го он не превышал 11,7 %.

— Новую коллекцию «Милавицы» уже успел оценить потребитель. Заказы поступают и из-за границы, — отметил Владимир Астровский. — Тем не менее по-прежнему актуальной остается задача разгрузки складов, проблемы с реализацией товаров, к сожалению, в легкой промышленности есть. И в данном случае предприятию нужно думать над тем, как выстраивать грамотную маркетинговую политику, заниматься продвижением продукции, выходить на новые рынки сбыта.

Как подчеркнул заместитель председателя Мингорисполкома Александр Крепак, искать ресурсы для повышения заработной платы нужно. Но такой шаг должен быть экономически обоснованным:

— Иначе предприятие может столкнуться с серьезными проблемами. В частности, при отсутствии финансовой подушки безопасности рост заработной платы неизбежно отразится на себестоимости продукции и уровне оборотных средств. Как результат, снизится покупательная способность на производимую продукцию. При этом не стоит забывать: фабрике необходимо постоянно вкладывать деньги в свое развитие. Если не будет хватать оборотных средств, нечем будет рассчитываться с поставщиками материалов, что приведет к снижению объемов производства. При этом только при наращивании объемов производства, производительности труда и продаж можно говорить о плановом повышении роста заработной ­платы.

Сотрудницы фабрики также спросили, почему не производится индексация заработной платы в том случае, если инфляция превышает порог в 5 %. Им пояснили, что данная мера поддержки предусмотрена для бюджетных организаций. «Милавица» таковой не является.

— Однако данную норму никто не запрещает включить в коллективный договор, — прокомментировал председатель Минского городского объединения организаций профсоюзов Николай Белановский. — Действие нынешнего документа на предприятии заканчивается 31 марта. Принимая новый, вы можете предусмотреть пункт об индексации доходов. Правда, если на то есть основания.

Надо отметить, что работникам фабрики сегодня предоставляют солидный социальный пакет — один из самых лучших в городе. Кроме традиционных выплат к юбилейным датам и праздникам, при рождении ребенка, вступлении в брак выделяют также материальную помощь к отпуску и оказывают финансовую поддержку при строительстве или покупке жилья. Размер последней составляет 6 000 рублей, а если на предприятии трудятся два члена семьи, то сумма увеличивается до 9 000. Еще один бонус — возможность воспользоваться платными медицинскими услугами за счет нанимателя в рамках медицинского страхования. Такая социальная поддержка дорого стоит, заметил заместитель председателя Мингорисполкома.

— Считаю, подобные преференции необходимо сохранить. При подписании нового коллективного договора основные гарантии должны остаться, — высказал свое мнение Александр Крепак.

Коллективным договором, который действует на предприятии, предусмотрена финансовая помощь при строительстве или покупке жилья. Ее размер составляет 6 000 рублей, а если на предприятии трудятся два члена семьи, то сумма увеличивается до 9 000.