Увлечения минчан

Последние рыцари

В военно-историческом клубе «Минская уния «Меч и Ворон» все называют друг друга исключительно средневековыми именами. Рикардо и Бертольды, Эльзы и Стефании упражняются в стрельбе из лука, готовят мясо диких кабанов и вырезают рукоятки для ножей из бивня мамонта. Экскурсию по пристанищу современных рыцарей провел его руководитель Сэр Генрих, в миру — Сергей Павлов

Клубу уже 20 лет. В 1990-е его участники собирались друг у друга дома, потом доросли и до своего, пусть и небольшого «замка»: арендовали несколько помещений в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Виктория». Теперь есть даже собственная мастерская.

Почти музей

Заходим внутрь. Да тут настоящая кладовая «старинного» доб­ра! Блестят начищенные шлемы, из развешанных по стенам ножен выглядывают мечи и кинжалы, пере­ливаются разноцветными красками щиты. Почти все вещи — копии настоящих музейных экспонатов.

— Поначалу, чтобы создать дуб­ликаты средневекового оружия, одежды, предметов быта, мы черпали информацию из книг и каких-то ксерокопий с ксерокопий. С появлением Интернета стало гораздо проще. Можно напрямую связаться с любым музеем, пообщаться с людьми из других стран. Например, мы решили воссоздать рыцарскую кирасу XV века (нечто вроде средневекового бронежилета: металлический панцирь на спину и грудь. — Прим. авт.). Точно такая же хранится в каком-нибудь американском музее. Сам туда не поедешь, но можно попросить кого-нибудь ее сфотографировать. Конечно, когда посещаем фестивали в Италии, Германии, Чехии, обязательно заходим в музеи, смотрим оригиналы предметов. Иногда их даже измерить разрешают, но частенько одному из нас приходится строить глазки смотрительнице, пока остальные фотографируют экспонат с разных сторон, — прищурившись, смеется Сергей Михайлович.

Подсказки для своих изделий реконструкторы находят и на картинах того времени. Например, на полотнах фламандского художника Яна Ван Эйка. Помогают и скульп­туры, и даже надгробные статуи.

Кто все эти люди

В «Меч и Ворон» приходят личности увлеченные. У кого-то интерес просыпается после знакомства с романами Вальтера Скотта «Айвенго» и «Квентин Дорвард», у кого-то — после просмотра приключенческих фильмов «Робин Гуд», «Рыцари круглого стола», «Храброе сердце». Некоторых так поражает увиденное на фестивале, что они решают стать участниками средневекового представления.

Занимаются в клубе целыми семь­ями. Некоторым детям нет и 10 лет, а самым старшим участникам — чуть-чуть за 40. Все осваивают то или иное ремесло. Кто-то обрабатывает дерево и металл, кто-то шьет платья и кос­тюмы — используют только натуральные ткани, а кто-то украшает разные изделия и даже стены клуба ручной росписью.

— Есть у нас в коллекции флаг XV века, он сделан исключительно по древним технологиям. Рисовали маслом по шелку, потом пропитывали полотно олифой. Из-за этого он на ощупь, как клеенка. Зато никаких синтетических красителей, — показывает нам сине-золотое знамя руководитель клуба.

Наше внимание привлекла внушительного вида деревянная пушка.

— Пользуемся ею на массовых мероприятиях. Хоть и стреляет она специальными небоевыми зарядами, нельзя просто так установить ее посреди города и начать палить. На это нужно разрешение милиции и МЧС, — ласково похлопывает орудие Сэр Генрих.

Легкая женская доля

Если главное мужское занятие — участие в битвах и подготовка к ним, то барышням в этом смысле повезло чуть больше. В клубе они занимаются шитьем, готовкой, танцами. На фестивалях болеют за своих товарищей на трибунах.

Но поклонницам Жанны Д’Арк тоже есть где себя проявить. Девушек учат стрельбе из лука, фехтованию — никто их ни в чем не огра­ничивает. Да и на турнирах есть состязания, где к участию допускаются не только мужчины.

Жизнь фестивальная

Эпоха, которая представляет для членов клуба особый интерес, охватывает вторую половину XV  века. В фокусе — традиции и быт жителей территорий, на которых расположены современные Германия, Австрия и Нидерланды. Их и воссоздают участники во время рыцарских турниров и фестивалей. Сценарии самые разные: поход, боевые действия или просто жизнь в закрытом лагере. И никаких благ цивилизации. Все условия, чтобы ощутить дух средневековья.

— Мы же занимаемся не только реконструкцией вещей, но еще и воссозданием каких-то бытовых процессов. Вот, например, добыча огня, — Сергей берет в руки кремень и кресало, пару раз ударяет ими и на наших глазах высекает несколько искр. — Таким способом мы разжигали костер всего за две минуты.

Главное на таких выездах — это, конечно, боевые действия. Члены клуба участвуют в поединках пеших воинов, лучников, пикинеров (воинов, вооруженных пиками). Есть даже те, кто сражается с врагами, гарцуя на лошади. Правда, не всегда обходится без повреждений. Не спасает и то, что у мечей и ножей намеренно тупят лезвие и закругляют острие.

— Среди нас трудно найти человека, который много лет в клубе и при этом ни разу не получил травму. Десять лет назад мне попали мечом по колену, и я перенес сложную операцию. Еще неудачно упал с лошади — чуть не сломал себе позвоночник. Поэтому больше не воюю, — разводит руками Сэр Генрих.

Проводят турнирные бои по-разному. Например, поединок один на один на время (2 минуты) или на количество очков: их начисляют за то, сколько раз поразишь мечом противника. Еще один популярный формат — пять на пять. Победившей считается команда, оставшаяся стоять на ногах в большинстве. Однако для зрителей поистине захватывающим зрелищем является инсценировка битвы. Самая масштабная, на которой удалось побывать руководителю и его клубу, — Грюнвальдская. В ней участвовали 9 000 человек!

Пир на весь мир

Ни один фестиваль не обходится без средневековой кухни. В меню прежде всего дичь: лоси, кабаны, гуси, фазаны (а вот это, по его словам, очень вкусная штука). В клубе есть охотники, имеющие лицензию на отстрел диких животных. Принесенные в жертву зверушки до самого выезда на очередное торжество хранятся замороженными. Кроме того, в котелках готовят разные овощи, супы, соусы. Вино хранят во фляжках. Одни делают из кожи, другие — из высушенной тыквы.

Из чего это сделано

Материалы для изделий — в первую очередь металл, дерево, кожу — легко найти и в Беларуси. Но есть такие, ради которых приходится преодолеть несколько тысяч километров. Вот бивень мамонта прямиком из Якутии, из него один из мастеров клуба сделал оправу для очков (да, в XV веке уже боролись с плохим зрением!). А вот средневековый фонарь из кожи лани. Чтобы через него проходил свет, нужен пергамент тонкой выделки. Достать такой можно только в Польше.

Как куется сталь

Три кузнеца клепает кольчугу и собирают шлемы. Один из них предназначен для конных турниров и должен выдержать удары настоящим 3-метровым копьем, поэтому над ним тщательно работают уже три месяца. Правда, это не такой уж большой срок. Свой полный комплект доспехов руководитель клуба ковал целых полтора года!

Мечи вытачивают на специальных станках — привет из современного мира. Довольно трудоемкий процесс — плетение кольчуги. Из проволоки делают пружину, ее раскусывают на колечки, которые собирают в цепочки, а они уже вплетаются в кольчугу. В общем, занятие для тех, кого не пугает монотонная работа.

Стать участником

Присоединиться к клубу «Минская уния «Меч и Ворон» может каждый, причем бесплатно. Главное, чтобы вам исполнилось хотя бы 14 лет. Правда, чтобы стать рыцарем и обзавестись собственными доспехами, придется заниматься в клубе не один год. Все потому, что амуницию дешевле выковать самому. Не каждому по карману ее купить. Готовый средневековый костюм стоит не меньше 700 рублей. Что уж говорить о воинском снаряжении! Да и к мас­терам, способным сделать его на заказ, очередь на полтора года вперед.

Но не пугайтесь: в клубе вас всему научат. Ведь, как известно, мастерами не рождаются — ими становятся.