Дорога к храму

Наш православный Север

Недавно православие в Канаде отметило свое 120-летие. Больше века назад здесь отслужили первую литургию — в поле, под открытым небом

В этой стране уже немало православных храмов и приходов. Из них 25 принадлежат Московскому патриархату. Все они разбросаны по бескрайним канадским провинциям, и Владыке Иову, епископу Каширскому, управляющему приходами Московской патриархии в Канаде, порой приходится перемещаться между ними на самолете.

— Местные шутят: «Бог создал Канаду, но забыл создать для нее людей!» — говорит Владыка. — В этой второй по величине стране мира численность населения меньше, чем, скажем, в Украине. Православных здесь совсем мало, да и представителей духовенства на всю Канаду всего 12: 1 епископ, 8 священников и 3 диакона. Так что мое служение сейчас больше похоже на монашеский затвор. Но меня это не пугает. Я с детства мечтал спасаться в уединении — на Афоне, Валааме или Соловках. По документам я здесь временный религиозный работник. А быть гостем на работе как-то странно, хотя и полезно в духовном отношении: все мы странники и пришельцы на земле, как учит апостол Павел.

Канадийская Русь

— Первые православные священники прибыли на канадскую землю из Сиэтла (США) в 1897 году и буквально под открытым небом отслужили Божественную литургию, — рассказывает Владыка Иов. — Ежегодно на том месте, в 70 км на северо-восток от Эдмонтона — столицы провинции Альберта, в честь этого события совершают богослужение и устраивают праздничный пикник.

Своеобразие канадской паствы — пестрота: англоязычные, русскоговорящие, смешанные семьи. В городских храмах, которых во всей стране всего три, больше молодых иммигрантов и совсем нет традиционных для наших храмов бабушек. Большинство же составляют приходы фермерские и, увы, уже вымирающие. Это, можно сказать, изюминка, раритет североамериканского православия.

Переселенцы хотели основать здесь православную Русь Канадийскую. Рядом с храмами жили фермерские общины. Еще полвека назад они были многочисленными, все имели горячую веру, в семьях — много детей. Один священник на десять приходов по очереди совершал богослужения, крестил, венчал, погребал умерших. Сегодня же такие общины почти обезлюдели. Создатели их ушли в мир иной, старики доживают век в домах престарелых, молодежь уехала в города в поисках работы. Фермерские приходы в последние десятилетия массово исчезают у всех конфессий: украинских греко-католиков, римо-католиков, англикан, протестантов.

Сохранить до Второго пришествия

Зато с каждым годом растет количество иммигрантов в Канаду из православных стран — приходят в церковь целыми семьями, с детьми.

— Но, к сожалению, молодежь, начиная самостоятельную жизнь, часто оставляет храмы, — замечает Владыка. — Из коренных канадцев православие принимают лишь единицы — в лучшем случае 1-2 человека в год. Возможно, этот процент выше в англоязычных приходах Канадской епархии православной церкви в Америке. Но, думаю, не настолько, что ему можно радоваться. У самых первых иммигрантов вера была сильна: они привозили с собой молитвословы, Библию, иконы. Ехали не за хорошей жизнью, а лишь бы не умереть от голода. Знали историю Руси, были носителями русского духа. Прихожане сегодняшнего дня чаще появляются в храме только по великим праздникам, на крестины или если дома случилась беда. Хотя есть исключения: люди воцерковляются здесь и становятся активными членами церкви.

Любопытно, что в старых фермерских приходах богослужения совершают на старом церковно-английском языке. А так называемый «Православный богослужебный сборник» (Orthodox Service Book), изданный в 1991 году, включает в себя поминовение английской королевы Елизаветы ІІ. В приходах, где больше новоприбывших, естественно, звучит церковнославянский. Иногда смешанные семьи просят совершить крещение, венчание или отпевание на двух языках. Исповедь же проводится на том языке, на котором может общаться священник и который понимает пришедший.

— Каково будущее православия в современной Канаде? Зависит от Бога и нашей веры, — рассуждает Владыка Иов. — Думаю, наши приходы будут представлять собой небольшие, но очень крепкие дружные общины. И они сохранятся до Второго пришествия Христова!

Зажегший русскую свечу

Покрово-Казанский Божией Матери приход в Оттаве (на всю огромную провинцию Онтарио, которая в пять раз больше Беларуси, он один по-настоящему русский) внешне не похож на храм: арендует просторное помещение в обычном здании. Внутри же все устроено, как в церкви. Трудно сказать, что вызывает здесь особую любовь прихожан. То ли их малочисленность: даже в большие праздники здесь собираются не больше 50 человек. То ли особая и для многих уже окончательная удаленность от Родины: в основном прихожане прибывают в Канаду с целью остаться здесь навсегда, и приходской храм сразу становится для них вторым домом. Но, скорее всего, прихожан объединяет духовный свет отца Димитрия Севера, митрофорного протоиерея, настоятеля прихода. В этом году батюшке исполняется 85 лет.

Читайте также:  К Луке Крымскому

Люди часто попадают на канадскую землю сложными путями. Священство не исключение. Родился отец Димитрий в Турции у русских родителей. Север — это псевдоним, принудительно данный семье при правлении Кемаля Ататюрка. Настоящая фамилия — Селезнев.

— Я окончил 8 классов турецкой школы, — вспоминает батюшка. — Служил в армии в Измире. Крепкую веру, православное воспитание и образование получил от мамы. Поэтому, когда в 1950-е годы в Турции начались христианские погромы, твердо принял решение уехать из страны. И мне это удалось: вскоре, уже с женой Ириной, выехал в Германию, где жил и работал. И куда бы мы ни приезжали, первое, что делали, — искали православный храм. Мысль вернуться в Россию не покидала никогда. Обращались в советское посольство в Германии. Но не срослось. Тогда я узнал, что в Америке есть большие русские общины. Лично написал письмо Джону Кеннеди и получил ответ, что могу ехать хоть завтра — но без родителей. Канада же пошла нам навстречу (предварительно взяв расписку, что я обещаю не просить помощи от государства для пожилых родителей). Так мы здесь и оказались. Уже в Канаде я был рукоположен в священники, и началось мое служение Господу.

В Оттаве отец Димитрий Север создавал русскую православную общину буквально с нуля: не было подходящего помещения, приход состоял всего из нескольких семейств. Помогал приехавшим русским эмигрантам часто своими средствами, особенно старикам и больным. Главная же мечта была построить храм.

Обретен и утрачен

Всё приобретали община и лично отец Димитрий на собственные средства: земельный участок, стройматериалы. В 1989 году строительство было закончено и новый высокий и просторный храм освящен.

— Духовная жизнь была сильно затруднена тем, что Русская зарубежная церковь (которой мы тогда и принадлежали) запрещала своим прихожанам евхаристическое общение с РПЦ Московского патриархата. А ведь большинство наших прихожан на рубеже нового тысячелетия принадлежали уже к новой эмиграции. И единогласно решили воссоединиться с РПЦ.

В результате зарубежная церковь запретила нашим прихожанам посещать храм, причащаться. На улице остались 200 прихожан и 90 учеников церковно-приходской школы. Весь храм и всё, что приобреталось общиной и лично отцом Димитрием, отошло приходу епархии зарубежной церкви.

— В храме остались все святыни, которые я более 40 лет собирал по всему миру, — говорит оте­ц Димитрий Север. — Даже моя личная книга поминовений с 7 тысячами имен. С тех пор много воды утекло. Уже много лет наш приход скитается, снимает различные помещения. Конечно, это создает трудности, но община не уменьшается, приход живет.

Отец Димитрий создал в Оттаве русскую школу святых Кирилла и Мефодия, чтобы наши детки не забывали русский язык. За пастырские труды был награжден митрой покойным Патриархом Алексием II.

— Больно наблюдать, как сего­дня молодые русские люди отходят от православия, — сожалеет батюшка. — Здесь, за рубежом, уже во втором поколении рождаются, я бы сказал, иваны, не помнящие родства. Моя семья в изгнании 300 лет хранила верность православию, пусть и на чужой земле. Все же к нам приходят и новые люди, растут и уходят во взрослую жизнь дети, воспитанные в храме. Так было, есть и будет.

Сегодня РПЦ присутствует более чем в 60 странах, общее число приходов — свыше 1 000. Из них в Канаде — 25.