На всеобщее обозрение

А в ответ тишина

— Я не буду это комментировать…

— У меня много работы, позвоните через недельку…

— Отправляйте официальный запрос на имя руководителя, и в установленные законодательством сроки получите письменный ответ…

— Я не вправе предоставлять такую информацию без разрешения начальства…

— Обращайтесь в вышестоящую инстанцию…

— Мы в этом не заинтересованы…

— А зачем вам это нужно?

Журналисты уже привыкли к таким отповедям отдельных чиновников, начальников и работников среднего звена городских служб, предприятий, организаций. Они назначены на свои должности, чтобы приносить пользу городу, но не считают нужным информировать о своей деятельности горожан.

А чем они, собственно, занимаются на вверенном участке работы? Наверное, проводят модернизацию, реорганизацию, оптимизацию, внедряют новые технологии, повышают качество, доступность и прозрачность оказываемых населению услуг. «Хотите знать подробности? А зачем вам это нужно?» — недоумевает важный человек в мягком кресле.

Когда же речь заходит о проблемах, нарушениях, неудавшихся новшествах и экспериментах, корреспондент должен быть готов к тому, что на его запросы отреагируют включением режимов «игнор» или «абонент недоступен». Что, в общем-то, объяснимо. Надо иметь мужество, чтобы выступить фигурантом описанной в статье неприятной ситуации, взять на себя ответственность, признать и исправить допущенные ошибки. Играя в молчанку, некоторые должностные лица наивно полагают, что тем самым могут избежать огласки и критики в свой адрес. Отнюдь, они только способствуют появлению таких публикаций. В том числе необъективных, потому что журналист не видит полной картины происходящего.

Наши корреспонденты присутствуют на прямых телефонных линиях, выездных приемах с участием представителей руководства города, районных администраций и видят: из года в год с незавидным постоянством жители столицы жалуются на неубранные подъезды, не­исправ­ное освещение, ямы на проезжей части, промерзающие стены квартир, непостижимые капремонты. Рейтинг традиционно возглавляет ЖКХ, но также поступает немало вопросов, связанных со строительством жилых домов и прочих объектов, сносом домо­вла­де­ний, с здравоохранением, образованием, торговлей, социальной сферой. Ответы, которые приходят конкретным заявителям, остаются тайной для остальных, а порой даже бывают не очень понятны самим получателям в силу лаконично-официального стиля повествования. Это порождает новые и новые идентичные обращения.

Читайте также:  Фотофакт

К сожалению, нет понимания того, что одна статья в газете или на сайте, даже с элементами критики, обозначением проблематики, способна предотвратить десятки обращений в различные инстанции, сберечь время и деньги, которые будут потрачены на разбирательства и почтовые отправления. Журналисты оказываются приятно удивлены, когда в редакцию звонят не читатели, а те, кто по долгу службы занимается рассмотрением жалоб, и предлагают подготовить информационно-разъяснительный материал на актуальную тему. Хотя, казалось бы, это самый простой путь для снятия напряженности и достижения взаимопонимания.

А ведь порой достаточно своевременно дать разъяснения о том, как возникла проблема, каким образом ее решают, сколько времени на это потребуется. И вопрос исчерпан.