Первомайский район

Чем раньше, тем лучше

Первый в Минске Центр раннего вмешательства открыли на базе 19-й городской детской поликлиники в марте 2002 года. Какую помощь здесь оказывают маленьким пациентам

— Каких детей приводят к вам на занятия?

— К нам обращаются пациенты, у которых наблюдается задержка психического, речевого, двигательного развития, вне зависимости от того, что эту проблему вызвало, — вводит в курс дела руководитель центра Ольга Авила. — По­падают сюда по направлению педиатра и узких специалистов поликлиник — невролога, окулиста, отоларинголога, психолога, логопеда. Довольно часто родители приводят детей по рекомендации отделений по выхаживанию недоношенных, поскольку малыши, которые появились на свет раньше срока, оказываются в группе риска. Ежегодно на первичный прием в центр обращаются более 300 пациентов. Дети получают оценку развития и рекомендации наших специалистов. Если выявляем определенные проблемы, предлагаем дальнейшие занятия, консультации врачей с последующим контролем. Поэтому у нас наблюдаются порядка 300 пациентов ежегодно. Сегодня мы работаем как межрайонный Центр раннего вмешательства и принимаем малышей Первомайского и Советского районов. Также являемся городским ресурсным центром и консультируем детей со сложными диагнозами со всего Минска.

— Как складывается судьба ребятишек, когда они перестают быть пациентами центра?

 — На своих занятиях готовим детей к поступлению в дошкольное учреждение. Правда, не все родители согласны, особенно если ребенок с инвалидностью, отправлять его в сад. Однако мы объясняем: сыну или дочери необходимо общение со сверстниками. Мы можем порекомендовать дальнейший образовательный маршрут. Но окончательное решение все равно принимают специалисты системы образования и мамы-папы. В результате наши воспитанники обучаются и в обычных детских садах, и в дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями. Их также определяют в логопедические, интегрированные группы и группы для ребят со специфическими нарушениями, например зрения или с двигательными расстройствами. Кроме того, они могут посещать группы дневного пребывания при центрах коррекционно-развивающего обучения.

— Есть мнение: чем раньше к вам обращаются родители, тем больше шансов добиться успеха в лечении ребенка.

— Малыши приходят в центр раз в неделю. Наша задача — передать родителям часть информации и знаний, которыми владеют специалисты, научить их тому, что можно и нужно делать в семье. Именно такой метод наиболее эффективен и естественен для ребенка. В возрасте до 3 лет дети должны получать положительные эмоции от обстановки вокруг и людей, которые рядом. Так у них сформируется базовое доверие к окружающему миру. Нужно до тонкостей продумать организацию занятий, чтобы они выглядели для малыша как естественное общение и игра, а развивающие элементы вплетались в повседневные рутинные действия — в сон, кормление и так далее.

— Влияет ли социальное положение семьи на возникновение особенностей в развитии малыша?

— Проблемы встречаются в любых семьях. Могу сказать, что и семьи, признанные находящимися в социально опасном положении, стараются прислушиваться к нашим рекомендациям, выполняют их. Думаю, определенную роль играет политика государства в области охраны детства. Родители боятся потерять ребенка и делают все необходимое, чтобы сохранить для малыша семью.

Основная задача работников Центра раннего вмешательства — помочь семьям, воспитывающим детей с задержкой в развитии, научить мам и пап тому, что можно и нужно делать дома, передать часть информации и знаний, которыми владеют специалисты.