Коллективный портрет

Торговый лад

Как организована работа в одном из крупнейших столичных универмагов

На служебном входе — стенды с телефонами под­разделений универмага, порой неожиданными для постороннего человека: химчистка, гладильная, комната печатных ценников, касса пересчета денег, парикмахерская, медпункт, грузчики, водители-карщики, финансисты, экономисты, торговые залы, секции… Но так как в корреспондентской бригаде оказались три дамы, мы выбрали торговый зал «Все для женщин» на 4-м этаже. Встречу назначили на 7:30, и это вызвало некоторое недоумение: что делают сотрудники целых полтора часа до открытия магазина? Но, как оказалось, работы у них предостаточно: девушки развешивали платья, раскладывали вещи, выставляли вновь поступившие модные модели… Вот и завлекалочки — элегантные полупончо молочного цвета, нарядные платья оттенка весеннего неба. Руководит молодежью Инна Смусенок, продавец 6-го разряда:

— Я не только продавец, но и наставник. Пришла в ЦУМ 10 лет назад. Раньше работала в продовольственном магазине, но мне всегда хотелось иметь дело с одеждой. Нравится, что большинство покупательниц уходят из нашего универмага довольными, нарядными и вновь возвращаются сюда за обновками. Люблю модниц, они могут рассказать что-то интересное. Сложнее с пенсионерками: денег у них немного, а красивыми хотят быть все.

В магазин из колледжей приходят способные девушки, за ними закрепляют наставников. Высшее образование молодые специалисты получают заочно, учатся в основном в БГЭУ.

ЦУМ известен как магазин непродовольственных товаров. Некоторые покупатели до сих пор не знают, что торговый комплекс «Столичный» — подразделение универмага.

Как и всюду, ученики иногда обгоняют учителей. Так, у молодого специалиста Анны Цымбал уже 7-й разряд:

— Пришла сюда в 2015-м. Окончила Минский государственный профессионально-технический колледж торговли с красным дипломом. Выбрала ЦУМ, так как проходила здесь практику. Работать понравилось, тем более у меня был замечательный наставник заведующая секцией женской одежды Светлана Евгеньевна, которая помогала во всем. А вопросы, конечно, возникали, ведь, по сути, новичок приходит в незнакомую семью. Была ли возможность выбрать отдел? Мне кажется, каждый продавец может приспособиться и продавать любые товары. Нужно только правильно себя настроить.

Но,  как поется в песне, «какая ж Марья без Ивана?». Так  решили и обитательницы 4-го этажа, предложив для сравнения пройти на 2-й мужской, где опять-таки работают женщины. Начальник отдела менеджер Анжела Грибовская просвещает нас  на тему «мужчина в магазине».

— Главное для нас, чтобы покупатель остался доволен. Мужчине иногда непросто подобрать себе вещь. Когда он приходит один, его, как правило, нужно проконсультировать, а иногда и подтолкнуть к покупке. Представители сильного пола бывают очень нерешительными. Чаще свой выбор они делают, основываясь на мнении продавца.

— Как обслуживаете нестандартных покупателей — тех, у кого, к примеру, высокий рост?

— Если нужен костюм, подбираем вещи отдельно: брюки могут быть одного размера, пиджак — другого. Есть и специальный ассортимент. Когда получаем новый товар, всегда помним о таких мужчинах. Можно и заказать одежду, если размер нестандартный. Ведь любой мужчина, какая бы у него ни была фигура, хочет быть красивым. И наша задача — помочь ему в этом.

В магазине сильный пол бывает очень нерешительным. И иногда свой выбор мужчины строят именно на  мнении продавца. Поэтому  мы должны быть очень умными, мудрыми и грамотными, чтобы покупка доставила человеку удовольствие.

__________________________________________

Татьяна Сентюрева, председатель профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО «ЦУМ Минск»:

— Руководство универмага заботится о сотрудниках. Открыли на предприятии комнату психо­эмоциональной разгрузки, там можно отдохнуть, рыбками в аквариуме полюбоваться. Есть медпункт, где работают врач-физиотерапевт, фельдшер. Около трех лет назад купили специальный аппарат, чтобы снимать напряжение в ногах.

В помещении установлены стеклопакеты и кондиционеры, это позволяет обеспечить комфортные условия. В отделах первого этажа — специальные коврики, чтобы от пола не тянуло холодом. Кроме того, зимняя форма женщин предполагает брюки, хотя у нас температура повсюду 21 градус. Специалист по охране труда каждый день проверяет показания термометра и строго следит за всеми параметрами.

— С какими вопросами чаще всего приходят на прием к профсоюзному лидеру?

— Не могу сказать, что проблема с жильем у нас на первом месте. Да, она существует, но мы не всесильны, и это понимают. Часть наших работников живут в общежитиях. К сожалению, своего интерната у нас нет, но мы договариваемся с другими организациями, пишем ходатайства и пристраиваем своих сотрудников. Есть у нас работники, которые страдают хроническими заболеваниями. Они не афишируют этого. Таким помогаем деликатно, тихо, чтобы не давать повода для публичного обсуждения. А как не помочь, если порой один укол стоит 500 рублей?

Что касается санаторного лечения, то тех, кому оно показано, обеспечиваем путевками на 100 %. Если сотрудник приобретает ее за собственные деньги, предоставляем скидку 25 %. Кроме того, проф­союз оказывает материальную помощь при покупке путевки, также она предусмотрена к отпуску и составляет от 60 до 100 % оклада. Детей на оздоровление в течение года направляем бесплатно.

__________________________________________

Вадим Соколовский, ведущий специалист по продажам через интернет-магазин:

— Интернет-магазин у ЦУМа появился в 2013 году. Теперь таким образом продают около двух с половиной тысяч наименований товаров. В основном крупно- и мелкогабаритную технику, садовый инвентарь, инструменты для ремонта, товары для детей. Действует система бонусов, но в целом на товары такая же цена, как и в магазине. Покупатели разного возраста — от 20 до 90 лет, пожилые люди теперь тоже пользуются Интернетом.

Читайте также:  Страна выученных уроков

В интернет-торговле важно, чтобы покупатель тебе доверял. У ЦУМа имидж надежного партнера. Направлений для развития здесь хватает. Появилась мобильная версия сайта, стало удобнее совершать покупки. Около 70 тысяч человек заходят на сайт ежемесячно, из них уникальных пользователей около 20 тысяч.

Чаще всего на сайте ЦУМа покупают крупногабаритную бытовую технику. Зимой пользуются спросом новогодние ели. К весне разбирают садовый инвентарь, качели, мангалы, велосипеды, бензопилы. Бесплатно товар доставляют по Минску и за город — в пределах 10 км от кольцевой автодороги. Налажено сотрудничество с «Белпочтой», можно выслать покупку посылкой. Чаще таким образом отправляют ковры, благо пересылка недорогая.

__________________________________________

Юлия Лысак, товаровед 1-й категории отдела по торговле швейными товарами:

— Мы посещаем специализированные выставки, просматриваем новинки на интернет-сайтах, интересуемся у покупателей, что они хотели бы видеть в универмаге. Мы можем гордиться своим ассортиментом, ни в каком другом магазине нет такого разнообразия. Рассказываем клиентам о новинках, в зале работают грамотные продавцы. Если посетитель не может что-то найти самостоятельно, всегда есть возможность спросить у консультанта. Естественно, поддерживаем связь со всеми белорусскими производителями. Иногда бываем на предприятиях, но чаще общаемся дистанционно. Магазин берет на заметку все современные методики торговли, оборудование постоянно обновляется, продавцы проходят обучение, и нас, товароведов, регулярно направляют на курсы, семинары, чтобы повышать профессиональный уровень.

__________________________________________

В прошлом году титул «Минский мастер» получили сразу две представительницы ЦУМа: продавец промтоваров Екатерина Москалевич и продавец продтоваров Анастасия Горошко.

«Такого в истории конкурса еще не было!» — говорит руководитель магазина. А недавно обе девушки стали победительницами республиканского конкурса «Белорусский мастер — 2018».

Екатерина Москалевич, продавец 7-го разряда:

— Работать в ЦУМ пришла после Минского государственного колледжа технологии и дизайна легкой промышленности, получила специальность «Коммерческая деятельность, товароведение». Сейчас учусь в БГЭУ. Тружусь в детском отделе. Секция яркая, интересная. Маленькие покупатели если и шалят, то нам не мешают. Для них есть специальные игровые уголки, где можно скоротать время, пока родители выбирают товары.

По окончании учебы хотелось бы поработать товароведом. Пока ты молодой, надо пробовать. Готова экспериментировать с разными группами товаров, трудиться в магазинах как в маленьких, так и в больших.

Анастасия Горошко, продавец 6-го разряда:

— Пришла в ЦУМ на практику из Минского государственного профессионально-технического колледжа торговли и решила здесь остаться. Также сейчас учусь в БГЭУ. Профессию выбрала, можно сказать, случайно. После 9-го класса не захотела оставаться в школе. Открыла справочник абитуриента и… ткнула в страницу пальцем! Мама меня отговаривала, предлагала поступать в медицинский колледж. Но я настояла на своем, пошла в торговлю и нисколько не жалею. Более того, мама со временем тоже присоединилась ко мне. Раньше она занималась пошивом одежды, а теперь стала директором магазина непродовольственных товаров.

__________________________________________

Елена Педченко, заместитель заведующего секцией «Товары для дома», лучший наставник ЦУМа:

— После школы я не поступила в нархоз. Шла в слезах, увидела объявление о школе-магазине, оно и привело меня в ЦУМ. Уже 38 лет работаю здесь! Учу молодых: какими бы угрюмыми ни приходили в магазин покупатели, сделайте для них доброе дело, и оно воздастся сторицей. В универмаге введены свои стандарты обслуживания, сотрудники должны знать их назубок. Наши продавцы всегда готовы к работе, потому что ждут покупателей. Поначалу учим даже здороваться. Иногда молодые стесняются, приходится делать усилие, чтобы подойти и сказать: «Здравствуйте!» Был один работник, который довольно часто опаздывал. Я его целый год по утрам будила, сама ему звонила. Теперь парень женился, и эти хлопоты взяла на себя жена. Зарплата наших сотрудников зависит от того, как идут продажи. Некоторые интересуются: почему специалист с низшим разрядом получил больше высокоразрядника? Потому что старался, работал. Возникает конкуренция, и другим хочется добиться таких же результатов. При этом обращаю внимание, что деньги тоже нужно уметь тратить, потому иногда учу подопечных планировать свой бюджет. В ЦУМе работают и моя невестка, и дочь, и зять. Так что учить молодых для меня — дело привычное.

__________________________________________

Оксана Рудаковская, заведующая секцией товаров сезонного назначения:

— Вот-вот начнется посевная, поэтому покупают семена, удобрения, триммеры, садовый инструмент, грунт. Есть саженцы ягодных и декоративных кустарников, роз… Вы можете удивиться, что у нас тут и шезлонги, и качели садовые. Некоторые спрашивают: как же это спустить с 5-го этажа? Мы всегда помогаем, упаковываем и спускаем в лифте. Провожаем до машины, если надо, загружаем в автомобиль. Доставляем по адресу. Наш отдел очень мобильный, любим смену сезонов. Одно время работали в павильоне возле центрального здания. Теперь на высоте, но это не портит нам весеннего настроения. В разгар сезона в отделе трудится больше людей, а в отпуск ходим зимой. И, как ни странно, июль получается у нас более свободным, наверное, огородники в это время варенье варят. В коллективе много молодежи, которая прислушивается к опытным коллегам и покупателям и потихоньку тоже увлекается садоводством.