Дорога к храму

Новое явление

Сонм святых в окружении белорусских орнаментов и цветочных мотивов: каким увидят прихожане главный придел Всехсвятского храма

Роспись главного придела Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, завершится к середине лета. А пока здесь практически закончены работы по росписи подкупольного храмового пространства. Смонтирован уникальный многоярусный фарфоровый иконостас, задающий тон остальным элементам убранства.

— Настоящей находкой для художников стали белорусские орнаменты, которые мастера изучали в Национальном историческом и Национальном художественном музеях. Так первоначальный замысел художников постепенно трансформировался. Как итог мы видим уникальные белорусские орнаменты, в более общем смысле — рождение национальной традиции в стенописи храма, — говорит настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный.

Во временно пустующих нишах в боковых частях придела разместятся иконы: часть из них уже готовы, некоторые еще создаются. Образы пишут художники мастерской «Палехский Иконостас» (город Палех, Россия). Они выполняют и роспись стен. Прежде полностью оформили два боковых придела — Предтеченский и Богородичный: выполнили иконостасы, иконы, роспись стен, киоты, утварь.

В розетках под куполом изображены фрагменты рисунков римских катакомб, отсылающие нас к ранним последователям христианства. Каждый рисунок — определенный христианский символ. К примеру, якорь, символизирующий надежду и спасение, рыба как символ Христа, добрый пастырь, альфа и омега, крест Константина. Изображение шестикрылого ангельского чина гармонично дополняют белорусский орнамент и васильки.

В недалеком будущем стены придела украсят изображения белорусских храмов — как ныне действующих, так и утраченных. Убранство дополнят и изображения белорусских святых, которых напишут с золотой окантовкой и легким облаком под ногами.

— В одной части храма видим учения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Вселенские Соборы, молитву «Отче наш», четыре духовных столпа веры. Дальше всё это переходит в наше белорусское православие — изображения храмов и святых, — поясняет настоятель.

Устремившись вверх, взгляд оказывается прикован к хоросу (люстре), символизирующему звезды на тверди небесной. Он один из самых больших в православном мире: его вес составляет 750 кг, длина окружности превышает 47 м, диаметр — более 12 м. Хорос украшают 96 светильников. Работы по его созданию выполнило предприятие «Каскад» из Лиды.

— Обратите внимание, как гармонично сочетается цветовая гамма, как органично она соединяет верх и низ, небесное и земное, — отмечает Федор Повный.

Центральное помещение алтаря и оба боковых (диаконники) полностью убраны мозаикой. Над их созданием трудилась группа мастеров под руководством Дениса Чубукова.

— Здесь нет повтора византийских вариаций, это новое явление. Новизна обнаруживается в подходе, который мы применили. Нам удалось найти модус, отражающий нашу национальную идентичность. Он воплощается как в цветовой гамме, так и в изображениях белорусских и вселенских святых, — подчеркивает настоятель. — Отрадно и то, что мы фактически взрастили артель белорусских мастеров-мозаичистов. Они очень востребованы за рубежом, однако мы даем им возможность реализовать себя на родине.

Во Всехсвятском храме предусмотрены три придела. Северный нижний — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи — завершен первым. Северный верхний — в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали». И главный — в честь Всех Святых, в нем идут внутренние строительные работы.