Образование

Школа молодого бойца

Учитель физики или химии, воспитатель или физрук… Что между ними общего? Все они когда-то впервые переступили порог школы в качестве педагога. С какими трудностями сталкиваются молодые специалисты

ФИЗИКА

Юлия Яковенко: «За полтора года моя зарплата подросла почти в 1,5 раза»

Девушка преподает физику в Минском государственном профессионально-техническом колледже легкой промышленности и бытового обслуживания населения. По­пала сюда по распределению после аспирантуры. Сейчас ей 27 лет, стаж работы — год и шесть месяцев.

— Мои папа и мама — педагоги. Поэтому и мне было не страшно делать первые шаги в наставничестве, — вспоминает Юлия.

Но в колледже, в отличие от школы, есть свои особенности в преподавании.

— Учу физике будущих парикмахеров, мастеров по маникюру, визажистов, швей, фотографов и обувщиков. Дети очень творческие, но разные и по темпераменту, и по уровню знаний. Нужно под каждую группу подстраиваться. Например, на уроках у парикмахеров могу рассказывать, как устранить ошибку, если случайно неправильно окрасили волосы, а у фотографов — как выбрать светофильтры, — улыбается молодой педагог.

За полтора года работы зарплата Юлии существенно выросла. Увеличилась нагрузка, девушка получила вторую категорию.

— Работать комфортно: чувствую поддержку старших коллег и администрации. У нас очень развито кураторство. Считаю, молодому педагогу в первую очередь необходимо найти себе наставника, чтобы быстрее разобраться с нюансами профессии. Я, например, даю открытые уроки, а затем вместе с другими учителями разбираем ошибки, обсуждаем методику, — говорит молодой учитель физики.

Юлия советует новобранцам участвовать во всевозможных конкурсах профмастерства. Общение с творческими коллегами очень мотивирует и вдохновляет. За короткий период приобретаешь колоссальный опыт.

ФИЛОЛОГИЯ

Юлия Кузавкова: «Сложнее всего наладить общение с родителями»

У Юлии педагогический стаж — три года. Она учит детей русскому языку и литературе в средней школе № 43.

— Несмотря на то что среди родственников были наставники, профессию изнутри я не знала. Мой классный руководитель отговаривала, услышав, что собираюсь стать учителем: «Ты же снова вернешься в школу!», — вспоминает с улыбкой Юля.

Она и вернулась. К тому же в свою родную, где работают любимые учителя.

— В официальной обстановке, при детях коллеги обращаются ко мне Юлия Николаевна, а в учительской я для них Юлечка, — замечает девушка.

Молодая учительница говорит, что в школьные годы не задумывалась о сложностях профессии.

— Непросто грамотно распределить время, чтобы все успевать. Работаю три года, а этому еще не на­училась. Не всегда в день появляются свободных 2-3 часа, чтобы справиться с домашними делами или заняться самообразованием. До сих пор не перестаю удивляться, как опытные коллеги умудряются и за детьми присматривать, и выезжать с семьей куда-нибудь, — говорит Юлия.

На что уходит время? На подготовку к урокам и написание конспектов! На проверку тетрадей. Хотя девушка говорит, что уже научилась это делать быстро.

— Веду занятия в 6-8-х классах. Хочется, чтобы каждая встреча с ними была интересной и непохожей на другие. Стараюсь давать информацию, которую не найдут в учебнике, — уточняет учительница.

Есть у Юлии классное руководство.

— Мне говорили: «Не станешь настоящим учителем, если не будет своего класса». Ребята меня полюбили. Сейчас они в 8-м, и справиться с ними непросто — подростки. Знаете, был период, когда опускались руки. Страдала дисциплина в классе. Наверное, потому что я мягкая по характеру, — делится учительница. — Приходила домой, тряслись руки, много плакала. По ночам писала конспекты к урокам. Но мне нравится работать в школе: здесь некогда скучать.

— Сложнее всего в работе наладить общение с родителями. Может, из-за моего возраста они не воспринимают всерьез рекомендаций и советов по воспитанию ребенка. Когда я училась в школе, не было такого, чтобы мамы и папы приходили в школу с постоянными претензиями к преподавателю, основанными лишь на рассказах сына или дочери. Наверное, родители думают, что таким образом заботятся о детях, априори принимая сторону чада. В подобных условиях сложно сформировать уважительное отношение к учителю, — рассказывает молодой педагог.

ФИЗКУЛЬТУРА

Роман Автушко: «На своих уроках использую авторские методики»

Стал работать в средней школе № 218 будучи студентом Белорусского государственного университета физической культуры. Потом год служил в армии. Администрация школы ждала его возвращения. И молодой человек, выполнив воинский долг, пришел в учебное заведение как к себе домой.

— Я рано повзрослел, — вспоминает Роман. — В 6-м классе уехал из дома в Новополоцк в училище олимпийского резерва — хотел профессионально заниматься легкой атлетикой. Рядом не было близких людей — переживал, скучал, плакал… Но однажды тренер хорошенько меня встряхнул, мол, зачем нюни распускаешь, приехал за результатом — действуй.

Усиленные тренировки дали результат. Были и награды, и медали, и путешествия. Но на третьем курсе университета получил серьезную травму и о карьере в большом спорте пришлось забыть. Зато знания и опыт остались.

— Мне захотелось поделиться тем, чему меня когда-то учили тренеры, — говорит молодой учитель.

Сегодня он ведет уроки по физической культуре и здоровью в 2-х и 5-7-х классах. Чем старше ребенок, тем сложнее объяснить, почему физкультура важна в школьном расписании.

— Прививаю любовь к занятиям через мотивацию: рассказываю свою историю, демонстрирую видеоролики о спортсменах. Конечно, на уроке следую планированию. Но если делаем разминку, то авторскую. Например, люблю использовать элементы степ-аэробики или выполнять упражнения с гимнастическими палками, — рассказывает физрук.

Роман делится, что один ученик-подросток первое время несерьезно относился к занятиям, считал их ненужными, а теперь даже на переменках бежит на турнике подтягиваться. Немалая часть воспитанников после уроков стала ходить в спортивную школу на легкую атлетику, где Роман Александрович тренирует ребят, занимающихся метанием ядра и молота. По субботам в СШ № 218 физрук организует занятия в тренажерном зале.

— После армии получил первую зарплату в размере 400 рублей. Не грустно, но и не радостно. Поучаствовал в конкурсе профессионального мастерства среди молодых педагогов — скоро, возможно, получу категорию, и зарплата подрастет. Есть предложения сменить работу, но пока для себя решил: хочу остаться в образовании, — рассуждает Роман Александрович.

В чем сложность работы учителя? Молодой специалист считает: в ответственности, которую несешь за детей, и в общении с родителями.

— Приходила с претензией молодая мама: почему ребенок бегает на занятиях, если у него подготовительная группа? — приводит пример учитель. — К медицинским показаниям отношусь серьезно. Родительнице объяснил, что чаду с такой группой противопоказан длительный бег, а полутораминутный в качестве разминки не навредит здоровью. Мама успокоилась.

Ежегодно в учреждения образования столицы приходят около 700 новоиспеченных педагогов.