Экспедиция «МК»

Мы здесь проездом

Путешествие по главной велодорожке столицы: любуемся красотами, оцениваем инфраструктуру, выясняем мнение минчан об этой трассе

Прокат

Главную велосипедную магистраль столицы протяженностью 27 км открыли в 2009 году. Спустя некоторое время наши корреспонденты прокатились по ней и рассказали читателям о достоинствах и недостатках. Решил повторить их маршрут и узнать, что изменилось с тех пор. 

Велобан растянулся от водохранилища Дрозды до Чижовского. Но для минчан без собственного байка он непременно начинается в пункте проката. В первый год после открытия дорожки около нее размещались лишь четыре такие точки. Три из них — на проспекте Победителей, одна — в парке имени Янки Купалы. Жителям Серебрянки и Лошицы можно было только посочувствовать. Трасса рядом, а велосипед — на другом конце города.

Сейчас арендовать двухколесный транспорт можно в Лошицком парке и на улице Малинина. Да и в целом количество пунктов проката вдоль трассы возросло раза в три. Но я воспользовался услугами точки около «Минск-Арены», как и мои коллеги девять лет назад.

Здесь впору вспомнить, что на выставке «ТИБО-2014» журналистам продемонстрировали автоматическую систему проката CITY-AIST, ­позво­ляющую арендовать велосипед на одной специальной станции, напоминающей велопарковку, и сдать его на другой. К примеру, взял байк около «Минск-Арены», а оставил его в парке имени М. Горького. В столице планировали создать 10 таких стоянок на 100 веломест.

— Никогда о таком не слышал. Вам придется вернуть велосипед сюда же, — разочаровал меня сотрудник пункта проката, расположенного в здании велодрома.

Выгодная позиция. Если бы можно было сдать велосипед в Серебрянке, то я бы арендовал двухколесный

часа на три. А так пришлось брать на сутки. Соответственно, и заплатил больше. Причем сумму немалую. Час аренды в выходной день здесь — 4 руб­ля, в сутки — 14 руб­лей. Это еще один из самых дешевых вариантов. В Лошицком парке час проката обойдется в 5 руб­лей, а сутки — в 20 рублей. По сути, простенький городской AIST за 203 рубля окупается за 10 дней.

Но так как выбора у меня не было, оставил свое водительское удостоверение, попрощался с кровными и укатил на горном байке в сторону аквапарка.

Аквапарк и жилой район Веснянка

Для чистоты эксперимента пришлось отмахать несколько лишних километров в исходную точку, туда, где Минская кольцевая автодорога разрезает водохранилище Дрозды. Живописное место, березовая роща, велодорожка делает плавное кольцо. Девять лет назад наши журналисты желали создателям трассы установить здесь хотя бы одну лавочку. Их услышали. Лавок для отдыха на протяжении всего отрезка от «Минск-Арены» до аквапарка хоть отбавляй.

Дорожка, петляя меж стройных березок, выбирается к проспекту Победителей. Велосипед, словно радуясь ровному мягкому покрытию трассы, буквально летит. Проношусь мимо стек­лянных исполинов жилого комплекса в Лебяжьем. За моей спиной остаются новенький Дворец художественной гимнастики, строящийся гостинично-деловой комплекс, торговый центр «Арена-Сити». Останавливаюсь на пару минут у питьевого фонтанчика около храма Покрова Пресвятой Богородицы, чтобы утолить жажду. Здесь множество велосипедистов. Неудивительно, ведь этот фонтанчик — единственный бесплатный питьевой источник на протяжении всей трассы.

Торможу возле футбольных полей, присаживаюсь на лавочку с крышей. На карте велобана эта конструкция значится как место отдыха и укрытие от атмосферных осадков. Она очень похожа на остановку общественного транспорта не только своим внешним видом, но и степенью укрытия от осадков. Защитить путника от непогоды такой навес способен, если только дождь будет падать по определенной траектории — непременно перпендикулярно плоскости земли и никак иначе.

На выставке «ТИБО-2014» продемонстрировали систему проката ­CITY-AIST, которая позволяет арендовать велосипед на одной специальной станции, напоминающей велопарковку, и сдать его на любой другой. В столице планировалось создать 10 таких стоянок на 100 веломест. Для воплощения идеи в жизнь искали инвесторов, стоимость проекта — более 100 тысяч евро. К сожалению, не нашли.

Парки Победы, имени Янки Купалы и имени Максима Горького

Полюбовавшись живописными берегами Свислочи с пирса за Домом гребли, проехал под мостом, где проходит улица Орловская. И вот я уже в парке Победы. Замечаю довольно важный для велосипедиста объект — общественный туалет. Он первый на моем пути. Однако это некритично, уборные есть в аквапарке, ТРЦ «Арена-Сити». Дальше — больше. В парке можно перекусить в уютных летних кафе. Насчитал таковых три. Есть здесь и несколько пунктов проката, где предлагают велосипеды, веломашины, самокаты, сегвеи и транспортные средства, названия которых я даже и не знаю. В общем, этакий рай для любителей прокатиться с ветерком.

Судя по схеме маршрута, установленной в парке Победы, около стелы «Минск — город-герой» велодорожка уходит влево под мост. В реальности же путь никак не обозначен, и большинство водителей двухколесного транспорта едут по прямой через проспект Машерова. Тем более что там можно и не спешиваться: через дорогу есть специальный велопереезд — полоса зеленого цвета на асфальте.

На набережной у Дворца спорта замечаю еще один салон проката. А вот перекусить негде. Во время ярмарок и других массовых мероприятий местная площадь усыпана точками общепита на любой вкус, но в обычный день здесь пусто. Будем надеяться, что ближе к лету откроется мини-кафе около Palova Arena, работавшее в прошлом году.

В парке имени Янки Купалы захотелось подкрепиться. Заприметил около велобана огромное здание, стены которого завешаны плакатами с изображением елок. С полной уверенностью, что это какое-нибудь мини-кафе, свернул с пути, объехал здание… Оказалось, общественный туалет.

Голодным остался и в Центральном детском парке имени М. Горького. Вдоль набережной разномастные будочки, в которых ближе к лету начнут торговать сахарной ватой, попкорном и, конечно, любимым блюдом наших парков — шашлыком, подходящим больше для закуски, чем перекуса. Легендарное кафе «Жар-птица» закрыто. Напротив него возвышается здание необычной формы. Кому-то оно напоминает корабль, кому-то — замок. Раньше в нем была пиццерия, теперь молодежь собирается здесь исключительно для того, чтобы сделать пару фотографий на фоне красивого строения.

В сквере на улице Пулихова — великолепная детская площадка, посередине которой красуется горка в форме шаттла. Дальше лишь природные красоты.

Зона отчуждения

Подъезжая к стадиону БГУ на улице Октябрьской, изо всех сил сжал руль, чтобы не упасть. Дорожка здесь давно просит ремонта.

Миновал Концертный зал «Минск», вместо городских пейзажей — индустриальные сооружения. Многочисленные мосты расписаны причудливыми надписями, вдали виднеются трубы столичной ТЭЦ-2. Жесткое городское техно захватывает дух, словно крутишь педали по американскому промышленному Детройту или Чикаго. Но вот картина резко меняется на мирный пейзаж заросшего русла Свислочи. А уже в Серебрянке велосипедист остается наедине с природой. Проезжая мимо частного сектора, чувствуешь себя словно на экскурсии. Заканчивается велодорожка неподалеку от Чижовского водохранилища. Для отдыха велосипедистов здесь оборудовали три скамейки с навесами.

Огромный отрезок велобана от парка Горького до Лошицкого парка — и ни одного источника воды! Хотя убежден: стоит поставить где-нибудь хотя бы бочку с квасом — отбоя от желающих потратить здесь свои деньги не будет. Ближайшие ремонтные веломастерские и пунк­ты проката двухколесного транспорта находятся на улице Якубова, в Лошицком парке и на улице Малинина. Если же вдруг вы пробьете колесо на середине этого пути, где-нибудь в районе улицы Аранской, пиши пропало.

Лошицкий парк

Отдельно стоит упомянуть, как обустроили дорожки для велосипедистов около Лошицкого парка. Я несколько лет прожил в жилом районе Лошица и помню, как каждый раз мучился, пытаясь добраться оттуда на байке к главной велодорожке города. Около парка через Свислочь был деревянный мост. Велосипедисты, за исключением отчаянных голов, предпочитали на нем спешиваться, потому как можно было запросто свалиться в реку. Далее шла разбитая асфальтированная дорожка, после которой колеса становились овальными со множеством шишек на покрышках. А перед автомобильной стоянкой ждал ­подъем. Заехать на него было практически невозможно, двухколесный транспорт приходилось тянуть на себе. В 2017 году сделали велодорожку, которая соединила Лошицу и Серебрянку. Теперь через Свислочь — железобетонный мост длиной 24,8 м и шириной 4,5 м. На нем спокойно могут разъехаться два велосипедиста, и для пешеходов места достаточно. Байк уже не нужно тянуть в горку, так как сделана объездная дорожка.

В целом трасса отличная. Спешиваться приходится, лишь пересекая улицу Янки Купалы. Надеемся, в обозримом будущем там сделают, как и мечтали, специальный велопроезд. Единственное, с чем напортачили создатели велобана, — несколько мостов. О них, а также о менталитете наших пешеходов стоит рассказать отдельно.

А теперь — горбатый

На велодорожке 6 специально построенных мостиков, перекинутых через естественные и рукотворные препятствия. Если два первых на моем пути (над лыжероллерной трассой) напоминают облегченный вариант американских горок (во всяком случае, по ощущениям при движении по ним), то, например, мост через Свислочь в районе улицы Ленина — усовершенствованный элемент полосы препятствий. Преодолеть крутой подъем — задача не из простых. Взять горку с разгона не получится. Въезд на мост устроен под прямым углом, а маневр ограничен парапетом. Спуск — реальный экшен. Тормозная система велосипеда должна быть в полном порядке. В противном случае есть риск не вписаться в аналогично устроенный поворот. Не любите рисковать — гуляйте по мостику на своих двоих, держась за руль велика.

Еще одна напасть — пешеходы. Их вражда с водителями четырехколесных транспортных средств давно стала притчей во языцех. Но, похоже, с появлением в нашем городе велодорожки впору заводить речь и о неприязненных отношениях между пешеходами и велосипедистами. Тут вот какая странность. Проектировщики столичного велобана позаботились о тех и о других. Вдоль велошоссе почти повсеместно построена удобная довольно широкая пешеходная дорожка. Но лично мне, специально подсчитал, пришлось 4 раза жать на тормоза и останавливаться во избежание столкновения с мирно гуляющими по проезжей части пешеходами. И это в будний день. Ну не воспринимают горожане асфальтовое покрытие с разметкой и нарисованным на нем велосипедом зоной повышенной опасности! Хоть разделительную ограду ставь!

_____________________________________________________

Опрос

Чего не хватает главной минской велодорожке?

Юрий Жишкевич и Андрей Шинкоревич:

— Неплохо было бы сделать пару остановочных пунктов для велосипедистов на участке от Центрального детского парка им. М. Горького до Серебрянки. Чтобы там были ларьки с водой и едой, а также туалеты.

Матвей Маркарян:

— Хотелось бы больше предупреждающих знаков в Лошице и Серебрянке о том, что дорожка исключительно для двухколесного транспорта. Уж очень много там по ней людей ходит, мешая проезду велосипедистов. Что касается пунктов питания, лично мне они не нужны. Все необходимое обычно беру с собой.

Елена и Евгений Комковы:

— На велодорожке в некоторых местах встречаются люки. Пунктов ремонта мало, но для нас это некритично — мы сами все делаем. В целом трасса отличная. Чего не скажешь про другие велодорожки. Так, на проспекте Рокоссовского практически везде высокие бордюры, а также одинаковое асфальтовое покрытие для велосипедистов и пешеходов, что очень неудобно. Еще там постоянно паркуются автомобили, объехать их довольно сложно. Хотелось бы, чтобы в Минске, как в других европейских городах, для велосипедистов выделили часть дороги, а не загоняли их на тротуар.

Леонид Степанович Корбут, заслуженный тренер Советского Союза (велоспорт):

— Мне 82 года. Каждый день проезжаю примерно от 30 до 60 км. Обычно путь пролегает по МКАД или по трассе в сторону «Линии Сталина». Для спортсменов минская велодорожка, к сожалению, не подходит. Во-первых, она узкая. Во-вторых, по ней катаются много детей на роликовых коньках и скейтах. В-треть­их, не все велосипедисты-любители соблюдают правила движения. Так что запросто можно получить травму или кого-­нибудь травмировать.

Александр Авдевич:

— Не хватает доступных туалетов. Людям с ограниченными физическими возможностями не особо подходят для этих целей кусты. Отдельно стоит упомянуть горбатые мосты. Переехать их та еще задача! Не знаю, как можно было их так спроектировать. Хотелось бы в городе видеть побольше переходов без бордюрных камней.