Экспедиция «МК»

Столица зефира

Как и из чего делают зефир, бывает ли этот сладкий продукт без сахара, зачем развивать еще и мармеладное производство, выяснил наш корреспондент, побывав на бобруйской фабрике «Красный пищевик»

Первые в мире

Бобруйчане часто говорят (по крайней мере, ходят такие слухи), что живут в столице. А под Бобруйском находится Минск. Как с такой философией местного превосходства не появиться здесь одному из самых вкусных лакомств в мире?! И вот уже кажется, зефир был всегда, его горожанам послали прямо с небес, чтобы еще больше подсластить жизнь. Но это все можно записать в городской фольклор.

В реальности же фабрика шла к производству лучшего, на мой взгляд, в мире продукта много лет. Открывшись более 145 лет назад как дрожжевой завод, пережила революцию и войну, здесь ударно трудились во времена СССР, не унывали, потеряв все рынки сбыта после развала большой страны. И все-таки выжили! Сегодня фаб­ри­ка — флагман пищевого производства с хорошими зарплатами для сотрудников и вкусными продуктами для потребителей. И лучшим в мире зефиром. Добавим сюда любимое лакомство солдат — халву (особенно ту, которая в шоколаде) и целую линейку желатиновой продукции для детворы.

…Огромная железная конструкция в форме зефира на входе в административный блок компании как бы намекает всем гостям, кто здесь главный. Ведь именно благодаря этому продукту фаб­ри­ка имеет сотни контрактов на поставки в 17 стран. Более того, согласно исследованиям, предприятие занимает первое место в мире по производству зефира. При этом основные экспортные поставки — именно в Россию.

— Экспорт зефира и мармелада составляет 20 % от всех продаж, — встречает у входа заместитель директора по коммерческим вопросам Елена Курмаз. — Кроме России, где у нас свой Торговый дом, товар отправляем в Канаду, Израиль, Прибалтику, Америку, Азербайджан и другие страны. Для каждого потребителя — свой продукт.

Материнский бренд

Угадать значение еще одной конструкции — небольшой Эйфелевой башни, установленной на входе, пожалуй, невозможно. Однако, проявив фантазию, свойственную местным жителям, логично предположить, что со временем появится авиарейс «Бобруйск — Париж». Почему бы и нет? Впрочем, первый шаг к этому сделан: фирменную зефирку в шоколаде уже получает каждый пассажир рейсов «Белавиа».

— В этом году мы выиграли тендер на поставку зефира в основное меню белорусской авиакомпании. Это имиджевый проект, ведь «Красный пищевик» — национальный бренд, — отмечает замдиректора. — Наше предприятие производит около 60 % зефира, 35 % мармелада, а также халву, драже и козинаки. В ассортименте не менее 25 торговых марок, около 150 видов продукции во всех ценовых категориях. Основные покупатели — женщины, а потребители — мужчины и дети.

На предприятии работают 1 100 человек. Компания активно развивается, у сотрудников хороший соцпакет. Есть ли пункт «любить зефир» в коллективном договоре? Говорят, если заглянуть в цеха, вопрос сразу отпадает. На фабрике работают поколениями, семьями и любят то, что производят. 80 % сотрудников — женщины, потому что зефир — продукт нежный и его могут делать только женские руки. Что ж, посмотрим.

С доски – в упаковку

Заходим в цех № 1, где находится линия производства зефира по классической технологии. Тут делают неглазированный зефир с посыпками. В помещении установлены агрегаты, в которых взбивается зефирная масса, предварительно приготовленная на сироповарочной станции.

— Пюре готовим сами. Все ингредиенты уже смешаны: яблочное пюре, сахар, белок, патока, — показывает на конструкцию начальник производства Наталья Зеленцова. — Смесь взбивают и отправляют в бункер зефироотсадочной машины. Далее — на сосновую доску.

Осматриваюсь. На больших деревянных стеллажах тысячи единиц зефира. Стоп, зачем на доску? Оказывается, он так дышит. Дерево забирает влагу, ведь зефир — живой продукт, созданный без химии. И хотя по современным технологиям зефир делают 45 минут, на этой линии он готовится целые сутки.

— Затем продукт попадает в сушильную камеру и проверяется по всем показателям, после его отправляют на линию лепки, — отмечает начальник производства. — На этом конвейере сотрудники соединяют две половинки.

Теперь идем в уникальный цех — сердце предприятия. Здесь сотрудники делают зефир вручную. На их рабочих местах  — медные котелки с подогревом, в которых плещется натуральная шоколадная глазурь. Попробовав этот зефир, хочется улететь в небеса.

— Как правило, мужчины — сладкоежки, — уговаривают меня попробовать еще.

В минувшем году на предприятии установили новую линию, где зефир готовят по так называемой быстрой технологии. Всего 52 минуты. Но современность компенсируется классической рецептурой. Тут же все варится и загружается. Именно здесь производят зефирки для «­Белавиа». По одной в упаковке. А как тут вкусно пахнет!

— Производительность этой линии — 12 т в сутки. Работаем в три смены, — завершает экскурсию начальник производственного отдела. — И гарантируем качество.

— А можно ли уменьшить количество сахара? — спрашиваю, как и просили коллеги.

— В зефире и мармеладе более 40 % сахара. Однако это быстрые углеводы. Для спортсменов такой продукт подходит для закрытия углеводного окна. В нашей продукции, кроме зефира в шоколаде, нет жиров. Зефир и мармелад содержат минимум калорий. И все же специально для диабетиков готовим продукцию без сахара. Это линия «Зеленый пищевик»: халва, зефир и драже. Правда, она дороже. Сейчас дорабатываем рецептуру низкокалорийного мармелада и такого же зефира, но с ягодными вкусами.

Вектор развития

В месяц на предприятии производят в среднем 1 500 т продукта. Товары представлены во всех магазинах Беларуси. Также компания развивает свою сеть франчайзинга: за 2 года — более 70 магазинов. К концу года собственная сеть предприятия будет включать около 100 торговых объектов.

Что касается внутреннего развития, на территории предприятия сейчас строят большой логистический центр. В ближайшие 2 года в Славгороде откроется новое производство, где будут делать жевательный мармелад.

— В Бобруйске мы ограничены по площадям, и действующие мощности не позволяют удовлетворить спрос на мармеладную продукцию, — отмечает директор фабрики «Красный пищевик» Сергей Анюховский. — Новая линия даст возможность расширить ассортимент выпускаемого мармелада до 20 видов.

Пока белорусы и жители других стран будут любить сладкое, компания настроена развиваться. Фабрика, отметившая недавно 147-летие, будет работать еще много лет. Потому что вкуснее зефира может быть только… зефир в шоколаде.