Минское время

Дежурный редактор

Есть ли будущее у печатных СМИ, и почему социальные сети играют на руку газетам

К сожалению, пришло время признать: газеты умерли. Пишу это и прекрасно понимаю: мало кто прочитает мой текст. Мы все — газетчики — пишем умирающим языком. Мы абсолютно неинтересны людям. Да и наш читатель давно улетел с планеты на одном из кораблей флота великого Илона Маска. И там, на Марсе, все сидят в телефонах, читая новости о жизни колонии поселенцев.

Вы еще здесь? Не улетели? Тогда давайте в очередной (тысячный!) раз похороним бумажные газеты. Тиражи падают, сюжеты утрачивают актуальность, люди уходят в социальные сети и на порталы, где пишут правду. Многие убеждены: газеты уже давно не сообщают ничего интересного, не дают полную картину событий. Да и немодно их читать. А вот в Сети все по-другому.

Теперь задумаемся. Поверьте, не каждый может сделать даже это. В потоке информации человек просто не успевает думать. Вам наверняка знакомо выражение «много букв». Так говорят сейчас про большие тексты. Страшно представить, как называют книги. Они тоже, кстати, умерли. Только почему-то произведения появляются одно за другим, а на специализированных сайтах регистрируются тысячи «писателей». Цифровая эпоха заставляет их писать, но не читать. С журналистикой та же беда: пишут все, кому не лень. А не лень всему «Фейсбуку», «Твиттеру» и пользователям других мобильных приложений. Вся эта суета отодвинула на второй план главную задачу медиа — рассказывать людям о жизни вокруг, информировать о событиях. Нашу жизнь возглавили постправда, фейковые новости…

За последние пять лет мне пришлось трижды оплакивать смерть актера Маколея Калкина. Виной всему «Фейс­бук», где горячие головы раз за разом хоронили (и продолжают!) звезду фильма «Один дома». Если раньше сплетни и «кое-какую информацию» передавали исключительно друг другу, то теперь ею можно поделиться в один клик. Правда или нет, уже приходится решать самому. В нашей газете мы пишем про события, минчан, размещаем решения городских властей и о многом другом повествуем. Проверяем факты, получаем по шапке за ошибки совсем не от комментаторов в Сети, не несемся за сенсацией. А поверьте, соблазн велик. Временами хочется и хайпануть, как сейчас модно говорить, и увидеть свой текст на одном из популярных порталов с тысячами просмотров. И все же больше всего хочется попасть в цель, в конкретного человека, который, прочитав наши репортажи, заметки и проблемные статьи, задумается, а не начнет рассуждать о правдивости и сетевой популярности написанного.

Владимир ЖДАНОВИЧ

______________________________________________________

10:00. Мастер-класс по стрельбе

Можно ли научиться метко стрелять всего за один час

Обновленный тир в средней школе № 124 открыли в начале учебного года. С тех пор стрелковая площадка не пустует. Школьники со всего Заводского района приезжают сюда по графику, чтобы научиться обращаться с оружием в рамках предмета «Допризывная подготовка». Облюбовали тир и юные биатлонисты. Открылся кружок. Словом, интерес у детей к стрельбе есть. Кстати, не только у детей. В тир порой заглядывают и учителя.

— Шесть из десяти выбила! — улыбается директор школы Светлана Знак. — Если винтовка пристрелянная и инструкторы все доходчиво объясняют, то ничего сложного.

Для меня слова Светланы Александровны звучат обнадеживающе, ведь предстоит научиться стрелять с нуля. До сего момента оружие в руках не держала.

В тир нас ведет заместитель директора по учебной работе СШ № 124 Александр Дудук, подполковник запаса. Он руководит центром допризывной подготовки Заводского района, открытого на базе учебного заведения, и отвечает за сохранность оружия.

В помещении тира еще пахнет ремонтом. Стрелять здесь можно с расстояния 25 м из малокалиберной винтовки, а также с 10 м — из пневматической. Последний вариант как раз для новичков.

Подполковник раскладывает винтовки и пульки на столах, параллельно проводит инструктаж.

— Оружие направляется только в сторону мишени. Любое действие — по команде. Подошел к столу, пересчитал пульки, доложил об их количестве. Лишь после этого заряжай, — четко перечисляет правила Александр Дудук и предлагает начать.

Замечаю, что руки дрожат. Ну и как тут целиться?

Мне предлагает помощь шестиклассник Саша Шикун. Парень хоть и ниже меня на две головы, а держится гораздо увереннее.

— Помню, как познакомился в тире с оружием. Но так руки дрожали разве что на первых соревнованиях, — улыбается юный стрелок.

Он встает возле меня и показывает, как следует держать винтовку, на мгновение замирая в необходимой позе. Я пытаюсь скопировать положение.

— Аккуратно указательным пальцем снимаете пре­дохранитель, задерживаете дыхание, сводите прицельную планку с мушкой и на третьем ударе сердца жмете на курок, — поясняет Саша.

Я прицеливаюсь, стараясь свести планку с мушкой. Еще попытка. Нажимаю спусковой крючок. И… автоматически зажмуриваю глаза. Выстрел. Пулька улетела в неизвестном направлении.

— Чем дольше целитесь, тем хуже — начинает трястись винтовка. Мне, например, требуется 2-3 секунды, — уточняет Саша.

Я делаю еще четыре выстрела, стараясь следовать его указаниям.

После с подполковником направляемся к мишени. Чуда не случилось: в центр мишени не попала, зато за ее пределами чуть правее обнаружила отметки от всех пяти своих выстрелов.

— А если сделать 10 тысяч выстрелов в течение месяца, будете бить в цель, как охотник, — подбадривает Александр Дудук, намекая на то, что стрелками не рождаются.

Юлия БУРДО

______________________________________________________

12:00. Конкурс пекарей

Что необходимо знать и уметь, чтобы заслужить звание лучшего пекаря столицы

В соревновании, организованном на базе хлебозавода № 4, принимали участие представители всех предприятий КУП «Минскхлебпром» — как молодые, так и опытные специалисты. Вне конкурса выступал учащийся государственного профессионально-технического колледжа хлебопечения.

Конкурсанты представили на суд жюри 3 вида изделий из теста, которые приготовили заранее.

Самыми впечатляющими оказались арт-композиции, поскольку в них пекари проявили фантазию и творческие способности. Так, Анастасия Гавриленко вылепила зубра, аиста, пшеницу, полевые цветы и кувшин с молоком. Татьяна Труханович изобразила сидящих возле стога сена стариков на фоне белорусского поля, вдали виднеется церковь. Объемная композиция полностью бело­снежная, и автор предложила жюри разрисовать ее в своем воображении, поскольку каждый представляет родину в разных красках. Вероника Сокольчик сделала макет деревни с церковью, разноцветными домами, полем и водоемом.

— Мне нравится участвовать в конкурсах профмастерства. Это прекрасная возможность показать свои навыки, то, что можно сделать из теста. Сейчас слепила колодец, который установлен возле дома родителей, — говорит Нина Василевская, она более 30 лет трудится пекарем.

Представили конкурсанты также оригинальные пасхальные кексы и куличи, поскольку на «Минскхлебпроме» намерены выпускать новые виды хлебобулочных изделий к рождественским праздникам и следующей Пасхе. Многие экспериментировали с составом теста, начинкой, глазурью. Испекли и итальянские краффины с корицей, и морковный кекс с творожно-лимонной начинкой, и кулич «Маковое наслаждение», и кексы с курагой, цукатами, орехами и пряностями.

Члены жюри интересовались не только составом продуктов и способом приготовления, но и сроком годности, стоимостью.

— Основные критерии оценки — оригинальность и профессионализм исполнения, сложность применяемых техник изготовления, вкус и запах, — отмечает заместитель генерального директора по производству КУП «Минск­хлеб­пром» Татьяна Акулова.

По оценкам жюри, 2-е и 3-е места заняли Елена Олихвер (хлебозавод № 3) и Татьяна Труханович (хлебозавод № 5). Победительницей стала работница хлебозавода № 4 Вероника Сокольчик. Она удостоена звания «Минский мастер — 2018»:

— Очень волновалась перед конкурсом, старалась проявить свое мастерство. Во многом помогли коллеги, ведь я молодой специалист и только год как работаю кондитером на предприятии. Мне нравится эта профессия, особенно люблю лепить из теста и создавать что-нибудь красивое.

Читайте также:  Дежурный редактор

Виктория СЕМЕНОВИЧ

______________________________________________________

8:00. Чистка бассейна

Чтобы узнать, как это происходит, наведались в Городской центр олимпийского резерва по водным видам спорта

Процедура проходила в утренние часы, перед первым сеансом. У входа меня встретил слесарь контрольно-измерительных приборов Николай Авдеев. Чистка дна бассейна — его забота. Собеседник предложил надеть резиновые тапки, чтобы не разносить грязь, и повел за собой. В ГЦОР две ванны: для пловцов и для прыгунов в воду. Каждую очищают два разных пыле­соса, при этом воду не спускают.

— Новая модель техники работает в плавательном бассейне, старая — в прыжковом, — отмечает слесарь. — Пылесосы отличаются по производительности и функциональности. Они похожи, как «Мерседес» и «Запорожец».

Николай Авдеев подвел к ванне, где пыхтел более современный пылесос, похожий на уменьшенную модель вездехода. Под днищем аппарата находится труба для всасывания мусора, сверху прикреплен матерчатый контейнер. Пылесос, работавший в автоматическом режиме, подъезжал к стенке, упирался в нее, разворачивался и уходил в обратном направлении. По словам собеседника, чтобы навести марафет в этой ванне, агрегату нужны минимум 2 часа.

Подходим к прыжковому бассейну. Николай Михайлович поясняет, что в него, как и в плавательный, помещаются 2 480 м³ воды. Более старая модель пылесоса передвигается за счет двух валиков: один — спереди, другой — сзади. Грязь налипает на них, а затем отправляется в контейнер для сбора мусора. Разглядеть сквозь толщу воды (5 м), как идет сбор мусора на дне, крайне сложно.

— В прыжковом бассейне, если не чистить и не перемешивать пласты воды, дно за неделю покроется зеленью, — рассказывает собеседник. — В этой ванне уборка идет каждый день по 2 часа. Откуда зелень? Так проявляется культура посетителей. Некоторые не хотят по-маленькому выходить в туалет, а справляют нужду в воду. Под воздействием солнечных лучей соли вступают в реакцию и получается зеленый осадок. Кто-то из посетительниц теряет в воде украшения. За ними ныряют ученики нашего центра.

На часах почти 9:00. Значит, вот-вот зайдут посетители. Пылесосы перекочевывают в подсобное помещение до следующего сеанса чистки дна.

Денис ГОЛУБ

______________________________________________________

13:00. Торговля картинами

Где теперь продают произведения живописи художники из павильона «Минский вернисаж»

Ныне их площадка — в подземном торговом центре «Купаловский». Многие разместились недалеко от входа со стороны Дворца проф­союзов. Первое ощущение — словно идешь по художественной галерее. На стенах красуются пейзажи, натюрморты, портреты, панорамы городов, букеты цветов, изображения диких животных… Пестрые краски, разные стили и техники, большие и маленькие размеры полотен, декоративные изделия. Полет творческой фантазии впечатляет. Пожалуй, здесь каждый сможет найти что-то по душе.

Только вот покупателей немного. Продавцы ведут неспешные разговоры, читают книги или слушают музыку в наушниках, кто-то только развешивает произведения.

— Мне досталось место не оборудованное и не приспособленное для продажи картин. Те, кто помоложе и пошустрее, выбрали лучшее расположение, — сетует художник Всеволод Гончаров.

Он отмечает, что нынче основные покупатели — китайцы, но они любят торговаться. Свои, авторские картины Всеволод продает по 80-100 руб­лей, а вот за копии именитых художников — Хруцкого, Семирадского, Перова — просит от 200 до 1 500 рублей.

— Цена зависит от сложности работы. Например, чтобы написать «Танец среди мечей» Семирадского, нужен месяц. Когда делаю копию, не могу ничего добавить или убрать. Работа трудоемкая, — разъясняет он. — Я всю жизнь рисую, хотя был военным. Как вышел на пенсию, посвятил себя творчеству.

Здесь соседствуют как профессио­нальные живописцы, так и любители. Есть продавцы, которые реализуют картины других художников.

— Продаю работы сына. Пока мало кто знает, что мы переехали сюда, поэтому торговля идет слабо, — поясняет Нина Игнатьевна. — Это место не хуже и не лучше того рынка.

— В последнее время там было мало посетителей. Павильон стройкой загородили, и люди мимо проходили, — добавляет ее соседка, которая продает картины своего мужа.

Женщины говорят, сейчас не лучшие времена, тем не менее картины покупают и белорусы, и иностранцы.

— Если уровень мастерства художника низкий, то он ничего не продаст. И конкуренция стимулирует многих оттачивать свои навыки. За годы работы я вижу, как люди растут и становятся прекрасными художниками, — высказывает свое мнение Нина Игнатьевна.

— У каждого торговля идет по-разному, но картины продаются, — говорит мастер кисти Надежда Черкас. — Пока люди ходят, смотрят, но мы здесь временно — до октября. Ждем, когда построят новый «Вернисаж» на улице Зыбицкой. Уже ведутся проектные работы. Надеюсь, осенью туда переедем.

Виктория СЕМЕНОВИЧ

______________________________________________________

17:00. Рейд по неблагополучным семьям

Как правоохранители и общественность пытаются облагоразумить семейных дебоширов и помочь их близким

Очередной рейд, направленный на профилактику насилия в семье, провели сотрудники милиции в рамках акции «Дом без насилия». Вместе с участковым инспектором милиции Советского РУВД Андреем Кучмелем, заведующей отделением социальной адаптации и реабилитации Территориального центра социального обслуживания населения (ТЦСОН) Советского района Мариной Малиновской и заместителем председателя районной РОО «Белая Русь» Оксаной Никитиной отправился и наш корреспондент.

— Задача — посетить по месту жительства граждан, которые состоят на профилактическом учете, — разъясняет Андрей Кучмель. — Как правило, это люди, злоупотребляющие спиртными напитками. В большинстве случаев агрессию проявляет супруг или сожитель в отношении своей половинки либо взрослые дети в отношении пожилых родителей.

Первый адрес — улица В. Хоружей, 14. Здесь проживает со своей матерью 32-летний Павел. Мужчина периодически улетает в страну алкогольных грез и, вероятно, воображая себя супергероем, то и дело кидается на пожилую маму с кулаками. Соседи сочувствуют женщине и регулярно звонят в милицию.

Дверь открыла мать нарушителя, она опирается на трость.

— Сын больше не беспокоит. Раньше бывало, но теперь все хорошо, — неспешно говорит Любовь Ивановна. — Работает в зоо­парке, с алкоголем завязал.

Однако участковый напомнил: если сынок снова забузит, не нужно ждать, пока отреагируют соседи. А сотрудница ТЦСОН вручила буклет с информацией о домашнем насилии, где указаны номера телефонов, по которым следует обращаться в таких случаях.

В доме № 133 на улице Старовиленской живет Мария с 58-летним супругом. Хозяйка часто вызывает милицию, потому что муж пьет и не дает спокойно жить.

— Четыре раза уж оформляли! На днях должны забрать в ЛТП, — с негодованием и вместе с тем с надеждой молвит Мария.

В коридор тем временем выходит заспанный возмутитель спокойствия.

— Я пью? Скандалю? — мужчина попытался изобразить полное недоумение и тем самым отвергнуть все претензии в свой адрес.

Быстро осознав, что вряд ли убедил, перешел от обороны к нападению:

 — Паспорт забрала! Пенсионное забрала!

— Он лишен дееспособности, поэтому и забрала документы, чтобы оформить опекунство. Банковская карточка у него. В 55 лет пошел на пенсию в связи с вредными условиями труда и устроился на завод, так его вскоре уволили за пьянку. Три года живет сам для себя! Еще скандалит, бранит и детей, и меня, — в каждом слове Марии чувствовалась усталость от такого сосуществования. — А я на двух работах, покупаю продукты, готовлю, оплачиваю коммуналку. Скоро заберут его, так хоть ремонт доделаем.

В рамках акции «Дом без насилия» межведомственные группы Советского района посетили около 225 семей, в которых проживают домашние агрессоры, а также дети, признанные находящимися в социально опасном положении. По итогам акции в ЛТП направлены 10 человек.

Полина ШАНДРАК