АртеФакты

Из любви к искусству

Достойная цель: за 24 дня обойти все 18 выставочных площадок Международного фестиваля современного искусства «Арт-Минск»

Это должен быть неспешный марафон: представленные живопись, графика, скульптура, фото, инсталляции и прочие арт-формы нуждаются во вдумывании. И даже если вы не любитель современного искусства и вам по душе больше Серов и Бялыницкий-Бируля, все-таки рискните зайти. Банальностей на фесте нет.

Международный фестиваль современного искусства «Арт-Минск» проходит в белорусской столице с 27 апреля по 20 мая впервые. Список площадок и их адреса — на сайте artminsk.by.

На нем еще много чего нет, например единого билета на все выставки. Нет арт-рынка. Проекты не вышли пока на улицы… Первый он и есть первый. Тем не менее это еще одна ступень планомерного превращения Минска в крупнейший европейский арт-центр.

…Сотни минчан пришли на открытие фестиваля «Арт-Минск» во Дворец искусства. Здесь находится одна из самых масштабных и, скажем прямо, притягательных экспозиций, которую формировал приглашенный из Италии арт-критик Стефано Антонелли.

Приглашение иноземного куратора само по себе нонсенс: господин Антонелли человек независимый, а значит, непредсказуемый. Выставив во Дворце искусства 150 работ из тех, что предварительно были отобраны белорусским жюри, знаток из Италии посетовал: дворец… мал. Иначе он выставил бы гораздо больше произведений белорусских и зарубежных авторов.

— Меня многое поразило в этом масштабном мероприятии. И количество тех, кто захотел участвовать. И то, что ограничений для участия не было. Что фестиваль поддержан крупными компаниями (в числе организаторов фестиваля — «Белгазпромбанк» и «Газпром трансгаз Беларусь». — Прим. авт.). Так как Беларусь — место, где встречаются культуры, западная и восточная, северная и южная, я посвятил свой проект эстетике отношений, — сказал Стефано Антонелли.

Что же он нам проАРТикулировал?

Разгадывать замыслы итальянца — занятие само по себе увлекательное. Вход на второй этаж куратор оформил скульптурами жуков-гигантов Сергея Бондаренко. Жесткокрылые оказались весьма позитивными, основательными тварями — стоят как колонны, как привратники, как рыцари искусства. Здесь же Антонелли разместил «Сидейку», над созданием которой трудились сразу четыре автора. «Сидейка» — скамейка с секретом. Ее брусья распилены на части и оформлены разными сюжетами. Чтобы увидеть все картины, их надо собрать. Кубик Рубика вспомнили?

Третий этаж также полон сопоставлений и противопоставлений. Например, светящийся неземным светом белорусский пейзаж Валерия Шкарубы взят в тиски скульптурами Павла Войницкого, где главным действующим лицом выступает человек без лица, точнее, противогаз. Не пора ли нам всем, уничтожающим красоту природы своим дыханием, надеть эти самые противогазы? Горькая метафоричность…

Напротив 6-метровой «Войны миров» Александра Некрашевича куратор повесил триптих Григория Иванова, посвященный Казимиру Малевичу. Война ведет к тому, что миры проваливаются в черную бездну — бездну черного квадрата. Между этими живописными объектами Антонелли протянул по полу скульптурную композицию Максима Петруля. Очень наглядно, почти что на пальцах, Петруль показал все этапы, которые проходит замысел скульптора, прежде чем стать произведением искусства. Так, может, чем воевать, лучше займемся созиданием? Из столкновения смыслов хочется рвануть на волю, как лихой конь на полотне Сергея Гриневича…

Читайте также:  Секрет ширмы

В целом белорусы на этой выставке показали себя (или их такими показал куратор?) людьми кипучими, забиячливыми, страстными — отнюдь не памяркоўнымi.

Совершенно иная, философичная, умиротворенная атмосфера царит в той части экспозиции, где находятся работы небелорусских авторов. Они отличаются парадоксальностью мышления художников, их вниманием к деталям, к декору.

Созвездие произведений прибыло из Эстонии, из таллинской галереи Sed Arte. Арт-директор галереи искусствовед Ольга Любаскина привезла скульптуры и живопись Тауно Кангро, Равшана Нура, Влада и Веры Станишевских, Юри и Хенно Аррак, Ирис Уук и других. Ни один посетитель не может пройти, не ахнув, мимо картин Юрия Горбачева, которого Любаскина давно обещала показать белорусам.

— Наша галерея работает с белорусскими художниками и учреждениями культуры 20 лет. Многое делаем совместно. Так, в октябре минувшего года в Художественной галерее Михаила Савицкого на выставке «Весь мир — театр» были представлены живопись, графика, скульптура 35 авторов из Эстонии и Беларуси, — напомнила Ольга Любаскина. — Белорусские художники — явление уникальное в европейской культуре. В эти дни в Нью-Йорке проходит аналогичный фестиваль, на который мы также приглашены. Но… Предпочли Минск и нисколько не пожалели. Дело в том, что та эстонская делегация, которая была в октябре, полностью очаровалась Минском, музеями, галереями, мастерскими художников. Нью-Йорк подождет. Мировое событие происходит здесь и сейчас.

Посетителям «Арт-Минска» организаторы бесплатно раздают карту города с указанием фестивальных площадок и мероприятий. Они открываются поэтапно. Часть из них уже работает, например персональные выставки В. Цеслера в галерее «ДК», Т. Радивилко в Музее-мастерской З. И. Азгура, В. Зубарева в Арт-гостиной «Высокое место», А. Забавчика в галерее Белорусского союза дизайнеров, К. Качана в Художественной галерее Михаила Савицкого, С. Катрана в НЦСИ, Е. Сумаревой в галерее «БелАрт» и другие. На очереди — А. Демидов, В. Пешкун, А. Кузнецов, М. Шматова, фотопроект «Приветъ из Минска», графика из Словении, выставка «Пища будущего»…

Смотрим, оцениваем, погружаемся в арт-среду.

В цифрах и фактах:

заявки для участия в фестивале подали 810 человек;

отобраны около 700 работ более 250 мастеров изобразительного искусства;

созданы два десятка проектов, которые размещены в музеях и галереях, на площадках Национальной библиотеки, БГАИ, Национального центра современных искусств.