Коллективный портрет

Страна выученных уроков

Выпускной с «Песнярами», личная библиотека министра образования и индивидуальный план успеха для каждого школьника. Чем еще примечательна гимназия № 12

Екатерина Петруша, директор гимназии: «Школа сильна традициями. Если они есть, их надо беречь»

Екатерина Петровна по образованию биолог. В коридорах гимназии на подоконниках — оранжерея. Дети вместе с учителями выращивают рассаду. Она потом украсит территорию вокруг школы.

— Руководитель должен быть инициативным, творческим и первым начинать любое дело, за ним подтянутся и остальные, — говорит директор.

Один из коридоров — своеобразная аллея славы учащихся и педагогов. Здесь портреты учителей, достигших высоких результатов в работе, отличников гимназии. На стеллажах за стеклом — кубки и медали.

— Возглавляю учреждение образования более 30 лет. Это моя жизнь, которая исчисляется не обычными, а учебными годами. Мы были первой школой-новостройкой в микрорайоне Юго-Запад. Он только начинал застраиваться, и наше здание находилось на окраине. Его возвели в рекордно короткие сроки — за 4 месяца! В январе 1979-го я пришла сюда впервые. Горелками сушили полы, здание было сырым. Официальное открытие состоялось 1 февраля. В нашем музее истории образования храним символический ключ, который передали нам строители.

12-я — одно из трех столичный учреждений образования, где школьники изучают китайский язык. И этой традиции уже 11 лет.

— Прошлым летом состоялся первый выпуск ребят, которые выбрали для себя китайский. Двое из них продолжили обучение в Китае. Сегодня язык Конфуция у нас постигают 150 учащихся, — рассказывает Екатерина Петруша. — К началу нынешнего учебного года Посольство КНР в Республике Беларусь подарило гимназии компьютерный класс, на его базе создали Центр китайской культуры и письменности.

У гимназии № 12 есть верный друг — школа-побратим № 1018 Западного округа Москвы. Договор о сотрудничестве подписали в ­2002-м.

— Мы дважды в год бываем друг у друга в гостях, в том числе на различных фестивалях и конкурсах. В режиме онлайн организуем педсоветы и конференции. Границ не чувствуем, мы как одна семья, — добавляет Екатерина Петруша.

_________________________________________________

Начальная школа 12-й гимназии находится в отдельном здании

В нем раньше располагался детский сад. От главного корпуса недалеко — в соседнем дворе. Пяти сотням малышам там комфортно. Екатерина Петруша заверяет: увидите школу — влюбитесь. У каждого класса в распоряжении два помещения: одно для занятий, второе для отдыха. Есть отдельный сан­узел.

— Даем детям и музыкальное образование. Предлагаем на выбор освоить различные виды инструментов: баян, цимбалы, скрипку, гитару и даже дудочку с флейтой. Есть уроки постановки голоса, хорового пения, сольфеджио, — рассказывает директор. — А еще малыши проходят хореографическую подготовку. В гимназии работают три студии — бального, эстрадного и народного танцев.

Недавно у первоклашек появился свой фирменный стиль одежды — темно-синяя школьная форма. Детям она нравится, особенно эмблема на пиджачках. На ней изображена сова — символ учебного заведения.

_________________________________________________

Виктория Бардашевич-Шалыгина, учитель английского языка, куратор гимназического клуба ЮНЕСКО «Гольфстрим»:

«Играя в дипломатов, дети практикуются в иностранном»

Преподает в гимназии 13 лет. Признается, что попала сюда счастливым образом по распределению:

— Однажды пришла на практику, и меня не отпустили.

Учитель считает, что английский сего­дня не просто дополнительный, а обязательный для изучения язык наравне с государственными. Виктория Леонидовна с гимназистами ходят на встречи к послам различных стран.

— Слушаем иностранную речь, задаем вопросы. Казалось бы, ничего особенного. А у ребят и коленки могут дрожать — ведь нужно красиво сформулировать обращение, знать этикет. Поэтому старательно готовимся. Например, недавно встречались с турецким послом. Также были в гостях у посла Великобритании и временного поверенного в делах США, у других.

Вот уже 7 лет Виктория Леонидовна вместе с учениками организует популярную во всем мире ролевую игру «Модель ООН». Дети имитируют работу комитетов Организации Объединенных Наций, примеряют на себя роль дипломатов. Такие конференции проходят всегда масштабно — присутствуют школьники и студенты не только из Беларуси, но и из других стран. Например, на последней, которая прошла в апреле нынешнего года, были представители Польши, Казахстана, России. Рабочий язык таких встреч исключительно английский.

— Моделировали работу восьми комитетов ООН, — вспоминает учитель. — К при­меру, Совет Безопасности решал проб­лему палестино-израильского конфликта, Всемирная организация здравоохранения обсуждала распространение новых вирусов. Ребята размышляли над серьезными вопросами и предлагали пути их решения.

_________________________________________________

Удивительные факты о гимназии

…которые мы узнали в музее истории образования

Он носит звание народного. Здесь можно найти первые аттестаты, тетрадки и дневники советских школьников, их форму. Увидеть на фотографиях людей, которые уже стали легендой образования Минска и страны.

На выпускном вечере в гимназии выступали «Песняры». Был и Владимир Мулявин! А все потому, что сын музыканта легендарного ансамбля Александра Катикова учился в ­12-й.

Аттестаты выпускникам вручает первый проректор Белорусского государственного медицинского университета. Правда, не всем, а только тем, кто завершил обучение в профильном химико-биологическом классе.

Василий Стражев, будучи министром образования Беларуси, подарил гимназистам личную библиотеку. Дети брали у него интервью. Это стало традицией — ходить в гости и беседовать с министрами профильного ведомства.

_________________________________________________

Гимназия № 12 многопрофильная. Ребята в старших классах на повышенном уровне изучают физику, математику, языки, химию, биологию. Последнее направление здесь негласно называют медицинским, ведь помимо школьных предметов юноши и девушки осваивают курс «Основы медицинских знаний» — учреждение образования сотрудничает с Белорусским государственным медицинским университетом. Поэтому неудивительно, что более 600 выпускников, окончивших химико-биологический профиль, стали врачами. Ежегодно в медуниверситет поступает практически целый класс.

Читайте также:  На шаг впереди

_________________________________________________

Елена Лукьянович, заместитель директора по учебной работе: «Информационные технологии на уроке следует применять дозированно»

Елену Анатольевну в гимназии называют главным методистом. Обязанностей у заместителя директора хоть отбавляй. Считает свою работу творческой. Говорит, связана она прежде всего с повышением квалификации педагогов и поддержкой молодых учителей.

В 12-й гимназии новобранцев активно включают в образовательный процесс. Это возможно благодаря системе наставничества: старшие коллеги помогают молодежи делать первые шаги в профессии.

Ежегодно здесь проходят практику около 80 будущих учителей. Направляют в гимназию не только из педагогического вуза, но и из университетов физической культуры, лингвистического… Елена Анатольевна наблюдает за молодежью, лучших оставляет в учреждении образования. Так появились замечательные химик, биолог, физрук, математик…

— Устраиваете школу выживания?

— Не поверите, ее устраивают сами учащиеся! Они главные эксперты, — отвечает Елена Анатольевна. — Считают, учитель должен доходчиво объяснять, быть современным, в меру использовать информационные технологии. Сегодня в гимназии есть все необходимое оборудование, им нужно только грамотно пользоваться.

Замдиректора вспоминает, как лет 10 назад все школы увлеклись информатизацией, уроки стали полностью заменять презентациями.

— Тогда тоже захотелось удивить ребят. Свою первую презентацию по теме «Координатный метод» делала две недели. Получилось красиво: точки в виде зайчиков-мышек скакали по координатной плоскости, — улыбается Елена Анатольевна. — На следующий день после продвинутого урока дети попросили рассказать тему еще раз, только уже привычным способом. Со­временные технологии на занятиях необходимы, они в разы увеличивают производительность труда учителя. Но их применение должно быть дозированным.

Работает в гимназии 11 лет. Вела уроки математики. После перехода на административную должность продолжает преподавать свой предмет. Как же без него, любимого!

_________________________________________________

Светлана Светник, учитель химии: «На уроках проводим много экспериментов»

В гимназии работают четыре ресурсных центра: по физике, географии, биологии и химии. Это настоящий кладезь передовых достижений и наработок. Здесь есть оборудование для инновационной и экспериментальной работы детей и учителей. Такой гимназический центр по химии можно сравнить с лабораторией химфака БГУ. А трудится в нем учитель химии Светлана Светник, имеющая всевозможные регалии. Она неоднократно становилась лауреатом премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талант­ливой молодежи. За что дают высокие награды педагогам? Конечно, за результаты, которых добиваются ученики. Светлана Матвеевна ежегодно собирает богатый урожай наград и дипломов за победы воспитанников на олимпиадах и исследовательских конкурсах. В нынешнем их уже больше 10!

Дети от учителя без ума и прежде всего любят ее за справедливость.

— Я бываю и жесткой, и мягкой, — говорит о себе Светлана Матвеевна. — Это зависит от конкретного ребенка. Порой укажешь школьнику на ошибку, а он съежится, на глаза навернутся слезы. Похвалишь — может горы свернуть.

— Как удается раскрыть талант в ребенке?

— Следует влюбить ученика в предмет и в себя. На уроках проводим много экспериментов. Школьники должны изучать химию не только по учебникам. Когда в 10-й класс гимназии приходят новые ребята, к работе с пробирками и растворами они относятся настороженно. А мы учим их не бояться экспериментировать. Дети впоследствии даже дома создают собственные мини-лаборатории, — замечает учитель.

Пока на переменке беседуем со Светланой Матвеевной, в ее кабинет то и дело заглядывают школьники.

— Удивительные ребята! Любят все доводить до конца. Не получается задачка по химии, они третий перерыв подряд приходят ко мне за консультацией. Это дорогого стоит, — хвалит подопечных учитель.

Работает в гимназии более 25 лет. Готовит тесты, презентации и видеоуроки для системы дистанционного обучения Moodle. Ее контентом пользуются не только минские школьники и учителя, но и московские коллеги.

_________________________________________________

Татьяна Бычкова, руководитель Центра образовательных инициатив: «Для ребенка индивидуально подбираем конкурсы и олимпиады»

Заводная и инициативная Татьяна Александровна говорит в шутку, что ее рабочий инструмент — компьютер и дети.

— Деятельность гимназий оценивают по успехам ее учеников. Наши ребята участвуют везде, где могут показать свои таланты. В сентябре составляю план работы учителей на весь год, они должны знать, где какие олимпиады проходят, — рассказывает Татьяна Бычкова.

В результате появляется календарь интеллектуальных состязаний. Если в ближайшее время намечается, скажем, научно-исследовательская конференция, Татьяна Александровна тут же мчится — в буквальном смысле, педагог все время в активном движении! — к коллегам проинформировать о предстоящем событии, дать рекомендации по оформлению заявки на участие, подготовке выступления.

Рабочий день руководителя Центра образовательных инициатив начинается с просмотра электронной почты, вузовских сайтов, в том числе и зарубежных, ведь именно там можно узнать о новом интересном конкурсе.

Вот пример. Леонид Быченя (сейчас он уже студент) увлекался летательными аппаратами. Татьяна Александровна нашла для него соответствующий конкурс. И Леонид полетел в США на конференцию молодых ученых. Потом его отправили на международную олимпиаду Самарского национального исследовательского университета. Парень выступил успешно, в результате в этот вуз молодого человека приняли без экзаменов. Теперь Леонид — будущий инженер и конструктор космических кораблей.

Результат работы центра — внушительных размеров папка с дипломами. Только по итогам последней районной олимпиады по учебным предметам у гимназистов 43 награды.