Экономика

Достояние республики

Попросите взрослого человека вспомнить атрибуты детства, и можно услышать название «Аист». Так или иначе, минские велосипеды стали символом ушедшей эпохи

На фоне не совсем приятных новостей, поступавших в последнее время с проспекта Партизанского, 8, открытие в Минске нового фирменного магазина ООО «Мотовелозавод» на проспекте Независимости, 111, — событие позитивное.

— Если бы не было основано это предприятие, то сборочное производство мотоциклов и велосипедов остановилось бы вообще, — уверен директор завода Николай Ладутько. — Обстановка здесь такова, что без финансовых влияний это было мертвое производство, поскольку основной акционер, «Мотовело», не смог продолжать деятельность. Создание принципиально нового предприятия позволило сохранить один из важнейших производственных циклов — мото- и велосборку.

Сегодня «Мотовелозавод» заявляет о себе как об изготовителе широкого спектра велотехники: почти 80 моделей велопродукции, 2 модели мотоциклов, мопеды…С середины мая в продажу поступят скутеры «Весна». По утверждению директора, такое положение соответствует аналогичным предприятиям в Европе. Правда, в России модельный ряд намного богаче — более 200 моделей.

«Аисты» пролетели?

Николай Ладутько не отрицает, что белорусского в современных велосипедах и мотоциклах осталось немного:

— Можно было и не собирать, все равно бы их в страну привезли, — размышляет Николай Александрович. — В любом случае бренд «Аист» сохранился. Но мы пошли дальше. 100 человек на нашем заводе собирают качественный продукт. У нас гарантийное обслуживание, сохранился сервисный центр. Мы не просто собрали и продали — к нам можно всегда обратиться за поддержкой.

Время для обновления модельного ряда предшественники (ОАО «Мотовело») безнадежно упустили. Пока они делали простые велосипеды, а в развитие новых моделей, как и в производство, средств не вкладывали, мир ушел далеко вперед и предпочтения потребителей изменились.

В республике преобладает городское население, а велотранспорт из средства передвижения превратился в инструмент оздоровления и активного отдыха. И ниша велосипедного рынка быстро заполнилась продукцией иностранных марок.

За годы постепенного разрушения некогда гремевшего на полмира завода его инфраструктура пришла в полную негодность. Изношенность основных фондов достигает почти 100 %. Если имеющуюся энергосистему включить на полную мощность, то она не сможет работать. А жива только потому, что используется недозагруженно. О каком развитии может идти речь, если помещения

отапливаются дровяной печкой, сооруженной за стенкой одного из цехов?! Минувшей зимой рабочим пришлось целый месяц сидеть дома — печка не справлялась с обогревом.

О желаниях и возможностях

Предприятие, которое даже в очень сложной обстановке смог­ло не только выжить, но и работать рентабельно, фактически вернуть деньги, вложенные в уставной фонд в виде уплаты прямых, косвенных налогов и платежей, заслуживает того, чтобы о нем не забывали.

— Мы себя оправдали, — считает Николай Ладутько. — Третий год работаем без убытков, в среднем по году получается небольшая прибыль. И мы очень благодарны белорусским покупателям за доверие: если пару лет назад в Беларуси реализовывали 35 % «Аистов», то сегодня более 40 %.

Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Практически все комплектующие закупают в Китае. Чтобы вести разговор о собственном зам­кнутом цикле производства, по подсчетам специалистов, в Минске следует наладить выпуск не менее 150 тысяч велосипедов. И здесь, уточняет Николай Ладутько, главное — сначала говорить о том, куда продавать, а уже потом, какие мощности развивать. Объем внутреннего рынка сего­дня колеблется от 100 тысяч до 120 тысяч штук в год. При этом в столице представлены 109 (!) мировых брендов.

— Мы можем сделать всё, — убежден директор. — Другой вопрос, сколько это будет стоить и кто купит. К сожалению, идет изменение ценовых параметров. В 2017-м цены на алюминий и сталь существенно выросли. В этом году ситуация также остается напряженной. К тому же у нас очень открытый рынок, а собственная продукция не защищена. Наши велосипеды любят в Средней Азии, но купить не могут — цена 100-110 долларов для них слишком высока. Поставить же 40-50 долларов, значит, выпускать технику из стали и комплектующих низкого качества. Такого позволить себе мы не можем.

Есть определенные сложности и с украинским рынком. Здесь нашли свой путь велосипедизации страны: массово скупают в Европе бэушную велопродукцию, ремонтируют и затем реализуют по ценам «Аиста». В Азербайджане (тоже один из рынков сбыта) обнулили все ввозные пошлины на комплектующие, и там 100 человек занимаются сборкой велосипедов. В Европе за последние 15 лет построены полтора десятка заводов, аналогичных минскому по производственному циклу.

Запасной выход

«Мотовелозаводу» удалось не только сохранить, но и обновить марку, работая на неэффективной промышленной площадке. Тем не менее предприятие оказалось в интересной ситуации: не имея собственных площадей, продолжает выпускать продукцию на исторической площадке.

В мировой экономике рентабельность велобизнеса на уровне 5-10 % считается нормальной. У завода эта цифра — 6 %. Но у нас это уже низкодоходное дело. Так что на строительство нового предприятия собственных денег нет. В таком случае не разумнее было бы убрать производство с непродуктивных площадей и перебраться, скажем, в Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень»? Но здесь у директора есть сомнения: когда в парке будут создавать более доходные предприятия, обязательно возникнет серьезная конкуренция по рабочей силе. Завод при невысокой рентабельности может оказаться в кадровой ловушке — его специалистов просто станут перекупать.

Можно было бы перенести производство в один из малых городов недалеко от Минска. Там не будет вопросов по кадрам, да и налоговая нагрузка снизится, что, возможно, позволит уменьшить затраты.

В любом случае предприятие нуждается в экономической поддержке со стороны государства. Без нее оно не в состоянии подняться и обрести былой авторитет и симпатии покупателей.

— Раз принято решение, что производство должно быть, его следует сохранить, — убежден Николай Ладутько. — Тем более мы показали, можем работать. Азербайджан, Украина, Казахстан создали условия для такого небольшого вида деятельности. Давайте и мы эти условия создадим. Что получим? Рабочие места — 150 основных плюс косвенные (сервис, продажа), станем развиваться как экспортоориентированное предприятие. К тому же мы создаем, пусть и небольшую, добавленную стоимость, увеличиваем налоговые поступления в бюджет и сохраняем традиции.

Таким достоянием не принято разбрасываться.

ООО «Мотовелозавод» — предприятие принципиально новое, созданное в конце 2015-го и не имеющее юридического отношения к печально известному ОАО «Мотовело», кроме как аренда у него площадей. Правильнее было бы сказать, организация «Мотовелозавода» — попытка сохранить бренд, известный с 1944 года.