Московский район

41-я всегда первая

Три главных секрета успеха лучшей гимназии Минска

Гимназия № 41 имени В. Х. Серебряного три года подряд носит официальное звание лучшей гимназии столицы. Она и на Республиканской доске Почета среди выдающихся коллективов страны. Каждое утро ребята видят в фойе родного учреждения образования многочисленные кубки и награды, что мотивирует на новый успех.

Но слоган «41-я всегда первая!» родился в стенах учреждения задолго до перечисленных побед. 15 лет назад тогда еще средняя школа № 41 праздновала свой полувековой юбилей. Торжество проходило в Национальной академии наук Беларуси, где в переполненном зале отец одного ученика громко произнес эту фразу. Ребята ее тут же дружно подхватили.

— С тех пор эти слова стали негласным девизом гимназии, личной мотивацией для каждого ученика и учителя в стремлении стать лучшим в своем деле, — рассказала директор 41-й Марианна Скакун.

Мы попросили руководителя поделиться секретами успешности гимназии.

Буквально на днях 41-ю занесли еще и на Доску почета Московского района.

Неравнодушные учителя

Гимназия № 41 имени В. Х. Серебряного одна из немногих в стране, если не единственная, которая носит имя своего учителя. Заметим, не народного, не заслуженного, а самого обычного учителя математики.

— Хотя определение «обычный» по отношению к Вадиму Хаимовичу Серебряному никак не подходит, — категорически не соглашается Марианна Анатольевна. — Это был педагог, как говорят, от Бога, яркий и харизматичный, высококлассный профессионал, всего себя отдававший любимой работе. Он ушел из жизни, проверяя в учительской тетради. Остановилось сердце. Вадим Хаимович с ребятами и газеты выпускал, и стихи писал, и в походы ходил… В математику мог влюбить любого. При Серебряном школа официально приобрела первый и основной свой профиль — математический, а воспитанники стали регулярно побеждать на самых престижных международных олимпиадах и конкурсах по этому предмету.

Некоторые его ученики выросли в талантливых педагогов. Например, Евгений Жибрик, дважды побеждавший на всемирной математической олимпиаде, сегодня сам готовит дипломантов всевозможных интеллектуальных состязаний.

Столь высокая профессиональная планка, заданная предыдущим поколением учителей, — профессиональный ориентир для педагогов нынешних. Так, молодой учитель английского языка Алеся Васютинская в первые годы работы в гимназии стала лауреатом городского конкурса «Педагогический старт — 2015». Стоит ли удивляться, что с городской олимпиады по этому предмету в последнее время гимназисты возвращаются с дипломом победителя.

— Педагогический коллектив небольшой — 41 человек, включая администрацию. Один биолог и один химик, три учителя русского языка и литературы, три — белорусского… Им не за кого спрятаться, — улыбается директор. — Каждый должен дать детям хорошие знания, подготовить к участию в республиканской олимпиаде, помочь с научно-исследовательской работой на международном конкурсе. При этом наставники выступают рецензентами учебников, пишут методические рекомендации. Так сложилось, что в нашем коллективе труд педагога не ограничивается выполнением лишь основных обязанностей.

Мотивированные ученики

С 2000-го ежегодно гимназисты 41-й становятся победителями Международной математической олимпиады. В 2006, 2008 и 2014-м в числе лауреатов конкурса были два ученика гимназии, в 2011-м и 2013-м — три, в 2007-м и ­2012-м — четыре! А ведь страну на этой олимпиаде имеют право представлять всего шесть школьников.

Имена юных победителей международных предметных олимпиад вписаны золотыми буквами на стендах в фойе гимназии. Сегодня на них три десятка фамилий.

— А сколько у нас наград с других интеллектуальных состязаний! Сбились со счета, — с улыбкой замечает директор. — Есть еще Европейская математическая олимпиада для девушек, Международная конференция юных ученых ICUS, Международная олимпиада мегаполисов и множество других престижных конкурсов, на которых ребята побеждают ежегодно.

ЦТ тоже сдают с завидными результатами. Здесь до сих пор вспоминают 2004-й, когда абитуриенты впервые писали централизованное тестирование. Сразу 8 выпускников гимназии набрали максимально возможные 100 баллов.

— Поднялся большой пере­полох, решили, что произошла утечка заданий. Однако последующая проверка показала: никаких нарушений не было, просто ребята молодцы, — рассказывает директор.

В прошлом году максимальный результат на ЦТ по математике показали два выпускника 41-й — Валентин Романовский и Павел Амельков. Павел еще и физику на сотку написал.

Пять раз подряд победителями Минского городского открытого турнира юных математиков становились команды учеников средних классов гимназии. Примечательно, что к турниру их готовят старшие ребята.

Творческая атмосфера

Более ста учеников гимназии становились лауреатами премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Многие из них отнюдь не за успехи в математике или других предметах, а за победы в творческих конкурсах. Гимназия уже многие годы развивает архитектурно-художественное направление. Дети учатся рисунку и живописи, архитектурной композиции, занимаются лепкой, соломоплетением и другими видами творчества.

— Поэтому могу поспорить, когда нашу гимназию называют математической, — признается Марианна Скакун. — Да, к естественнонаучным дисциплинам особое отношение. Это наша традиция. Но видели бы вы, какие картины пишет 10-классница Саша Новик, серебряный призер 7-й Европейской математической олимпиады для девушек. Слышали бы вы в исполнении наших олимпиадников романсы в литературных гостиных, которые проводит учитель русского языка и литературы Наталья Басич! Мы стараемся дать ребятам возможность реализовать по максимуму свои способности в разных сферах. У нас сегодня учится талантливый гимназист Костя Цветков. Хороший математик! Но в шутку говорим: с нехорошей кармой — на городской олимпиаде у него всегда диплом III степени, который не дает права пройти на республиканскую олимпиаду. Зато он делает удивительные архитектурные макеты, с которыми вот уже два года подряд становился победителем республиканского конкурса «Техноинтеллект».