Театр

Знать себе сцену

Сегодня Большому театру Беларуси — 85 лет, а он такой молодой, современный, живой. В нем служат люди, для которых слова «жизнь» и «искусство» — синонимы.

Корабль грехов

Михаил Панджавидзе ставит оперу «Саломея», чтобы еще раз напомнить о Божьх заповедях

Это первое появление «Саломеи» Рихарда Штрауса на белорусской сцене. Как говорит постановщик, оно пройдет без дешевых эффектов, когда актрисы, играющие заглавную роль, целовали на сцене бутафорские уста отрезанной головы Иоанна Крестителя. Главный режиссер Большого театра Беларуси Михаил Панджавидзе взялся за оперу, которая может вызвать разноречивые толки. Такой спектакль требует высокой музыкальной, сценической, исполнительской культуры. В случае удачи — блистать ему на международных фестивалях и прославлять театр.

Михаил Панджавидзе — режиссер с ярко выраженным почерком. Его масштабные постановки всегда динамичные, цельные, с четкой мыслью. Из последних работ — оперы «Сельская честь» и «Тоска». А тут скандальная «Саломея». Опера Рихарда Штрауса с либретто по некогда запрещенной драме Оскара Уайль­да не раз снималась с постановки уже после первой репетиции ввиду резких протестов со стороны церкви и прессы.

— Приступая к работе, мы обратились к главе Белорусской православной церкви и я подробно рассказал митрополиту Павлу о будущей постановке, — говорит режиссер. — Получили благословение, консультацию и огромное удовольствие от общения с Владыкой. Митрополит подарил мне Новый завет на мове.

Михаил Александрович показывает на шкаф, где на видном месте стоит книга.

В его новом спектакле будет хо­рео­гра­фи­чес­кий пролог — танец ставят Константин Кузнецов и Юлия Дятко. Под симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» балет станцует предысторию «Саломеи». Затем произойдет скачок во времени: от библейских до современной цивилизации.

На сцене появится «корабль грехов», и начнется опера.

— Огромная яхта строится в Москве. Привезем ее в Минск прямо на сцену. Мы назвали яхту кораблем грехов и решили исследовать, к чему в конечном итоге пришли западное христианство и западная культура, — Михаил Панджавидзе кратко поясняет концепцию будущего спектакля. — На яхте зритель увидит представителей разных рас, народностей, религий, профессий — наркобароны, шейхи, олигархи, в общем, топовые люди. Несмотря на то что корабль представляет застрявшее в песках оби­тали­ще царя Ирода, он будет двигаться… Иордан потечет кровью… Стоп. Ничего рассказывать не буду, чтобы не портить интригу.

Премьерой оперы «Саломея» театр 9 сентября откроет свой 86-й сезон.

____________________________________________

Viva Puccini!

85-й сезон проходит под знаком Джакомо Пуччини. Этот выдающийся итальянский композитор получил в 2018-м сразу два новых прочтения своих опер «Тоска» и «Богема» на белорусской сцене. Спектакли поставили режиссеры Михаил Панджавидзе и Александр Титель. К слову, в репертуаре белорусского Большого есть и другие произведения Пуччини — «Мадам Баттерфляй» и «Турандот».

____________________________________________

Как в Версале

С 22 по 24 июня пройдут «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» 

Чтобы увидеть своих любимых артистов, поклонники классической музыки, оперы и балета, как всегда, съедутся в Несвиж со всей Беларуси. Ожидаются и зарубежные гости. Что же покажет Большой?

Самое крупное произведение нынешней программы — опера Джузеппе Верди «Травиата» в постановке Андрейса Жагарса. Также зрители увидят балет «Сонеты» и сцены из балетов «Лебединое озеро» и «Корсар». В концерте «Четыре столетия белорусской вокальной музыки» примут участие солисты оперы Юрий Городецкий, Елена Золова и Илья Сильчуков. «Вечер романсов Сергея Рахманинова» солистка оперы Екатерина Головлёва пре­вра­тит во взволнованное и проникновенное действо: прозвучат «Весенние воды», «Отрывок из Мюссе», «О, не грусти!», «Перед иконой». Подготовлены еще два очень разных концерта — «Белорусский романтизм» и выступление струнного квинтета «Серенада». Завершится фестиваль в Несвиже гала-концертом звезд оперы и балета Беларуси.

____________________________________________

Помимо нот

Что делают белорусские оперные певцы в свободное от работы время? Спросим их самих

Василий Ковальчук, народный артист Беларуси:

— Лет 30 назад мы с женой приобрели дачный участок и теперь даже морозной зимой туда вырываемся. А как иначе? Чтобы подкормить птичек, на рынке покупаем несоленое сало, режем его на полосочки и вешаем под крышу. В кормушки насыпаем пшено, семечки. На даче у нас домик, баня, огород, все сделано своими руками. Одно время пробовали выращивать арбузы и дыни. Получалось, но с этими бахчевыми столько хлопот… А какие соленья делает моя жена Валентина! Помидоры и огурцы маринует с хреном и чесноком — сказочный вкус. Как-то выросла тыква — не мог один ее поднять. Скушали зимой с огромным удовольствием. Не могу не похвастаться ви­но­гра­дом: прекрасно растет. А какое вино шикарное из него получается! Рядом с домиком я соорудил пруд. Водоемчик вырыл, выстлал его специальной резиной, на полях камней насобирал, сделал альпийскую горку… Там карасики живут, стайками плавают. Хотел еще красных японских карпов кои запустить, но, боюсь, не переживут они наших холодов.

Эдуард Мартынюк, лауреат международных конкурсов:

— Рыбалка — безумно увлекательный процесс. Ты уже рыбу приманил, она клюнула, подцепил, тянешь и все равно не знаешь, что вытащишь. Это так напоминает театр — предсказать успех, опираясь только на репетиции, невозможно. Приехав с рыбалки домой, я не могу просто зайти в подъезд. Обязательно покручусь возле дома, чтобы соседи полюбовались моим карпом в ведре, как он блестит на солнце, словно рыба-кит. Летом в отпуске поехать на рыбалку — святое дело. Как замечает моя жена (сопрано Большого театра Татьяна Гаврилова. — Прим. авт.), лето — время денежных вложений в… рыбу. Каждый год я прикупаю к своему арсеналу что-нибудь новое, будучи уверенным в том, что в прошлом сезоне был плохой клев из-за «неправильной лески». Есть закон рыбалки, который в моем случае действует неизменно. Как только рядом с местом, где я рыбачу, появляется с удочкой мой кум и коллега Андрей Валентий (заслуженный артист Республики Беларусь. — Прим. авт.), вся рыба устремляется к нему.

Илья Певзнер, солист, артист хора:

— Хотя я пел с юных лет, в музыку не тянуло. Однажды мой друг купил гитару, научился брать пару аккордов, показал — и мне очень понравилось. Мы во дворе попытались даже создать ансамбль. Я занимался в педучилище, когда в Афганистане началась война. Услышал о десантниках, ребятах из Витебска, которые в Афгане показали себя настоящими героями, и написал песню. А спустя годы в гостях у сестры в узбекском городе Янгиюль услышал, как компания офицеров поет что-то до боли знакомое. Моя песня! Слова немного изменены, мелодия местами переделана… Когда перечитываю свои первые стихи, понимаю, насколько они наивны, но есть и хорошие вещи. В увлечении поэзией был перерыв — казалось, никому мои произведения не нужны. А недавно вновь пришло вдохновение. Говорят, что поэзией можно заниматься лишь до определенного возраста. Неправда. Стихи могут прийти сразу с музыкой. Некоторые лежат в столе и ждут своего часа: не получается подобрать сильную рифму. Бывает, поэтические строки рождаются во сне. Чтобы не забыть, поднимаюсь и иду к столу.

____________________________________________

Оживает легенда…

Началась работа над балетом Вячеслава Кузнецова «Анастасия»

Нежная, светлая, проникновенная музыка — музыка надежд и ожиданий. Руки балерин, как стебли просыпающихся утром растений. Жесты плавные, мягкие. В репетиционном зале — шесть Анастасий и пять Михаилов Глинских. Кто выйдет 21 октября в премь­ере? Тайна…

Историческая основа будущего спектакля, либретто, музыка, исполнители — всё свое, белорусское. Беларусь конца XV века в пластических образах создает хореограф, балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Юрий Троян. У него уже есть аналогичный опыт: пять лет назад Юрий Антонович поставил на сцене Большого театра Беларуси балет «Витовт» Вячеслава Кузнецова. Коллектив создателей «Витовта» в 2015 году был отмечен премией Президента Рес­пуб­ли­ки Беларусь «За духовное возрождение». Балет «Анастасия» станет третьим (после постановок «Страсти (Рогнеда)» и «Витовт») национальным балетом в нынешнем репертуаре Большого.

— Создавая национальный проект, мы привлекаем внимание к прошлому страны, к происходившему до нас, а это очень важно, — говорит Юрий Троян. — История Анастасии Слуцкой сложная и запутанная, что интересно для театральной сцены. Но необходимо понимать: балет — не историческое исследование. Мы создаем хореографическую легенду и вкрапляем как можно органичнее факты. Да, Анастасия руководила обороной Слуцка. Это исторический факт. Но мне важна и предыстория: через что пришлось пройти этой хрупкой женщине, как она смогла собрать войско и повести его за собой. Чувства, которые у меня вызывает музыка Вячеслава Кузнецова, стараюсь выразить в хореографии. Я сам танцевал и прекрасно помню, что для артиста балета во время подготовки к новому проекту важно завестись, только тогда он сможет вложить в партию свои эмоции. Да, я прихожу на репетиции со своими идеями и схемами пластического рисунка, но, имея исполнительский опыт, наблюдаю за каждым артистом, за каждой парой в четыре глаза. Ищу максимально выразительный вариант исполнения своей комбинации. А для этого необходима атмо­сфера сотрудничества, что я и пытаюсь привнести в каждую репетицию.

В балете пять главных действующих лиц: Анастасия, Михаил Глинский, Семен Слуцкий, хан Ахмат и его дочь ­Заира. ­Каждая партия яркая и технически насыщенная. Когда распределили роли, оказалось, что в проекте заняты практически все ведущие солисты белорусского балета.

Дирижер-постановщик нового балета Анд­рей Галанов. Сценограф — главный художник театра Александр Костюченко. Костюмы создает Екатерина ­Булгакова.

____________________________________________

Стравинский-гала

Четыре года назад российский режиссер-постановщик Андрис Лиепа восстановил в белорусском Большом балет «Жар-птица» из дягилевских сезонов в Париже. Сейчас он завершает реконструкцию еще одного шедевра — балета «Петрушка». Поэтому теперь «Жар-птица» и «Петрушка», иконы русского балета, хорошо монтируются как вечер одноактных балетов Игоря Стравинского.

____________________________________________

Лето балета

На фестивале «Балетное лето в Большом» покажут 7 спектаклей и один концерт

— Фестивалю исполняется 5 лет, — рассказывает балетмейстер-постановщик Александра Тихомирова. — Ближе к закрытию сезона главная сцена традиционно на целую неделю оказывается во власти танца. С 6 по 13 июня зритель увидит спектакли «Петрушка», «Жар-птица», «Шехеразада», «Спартак», «Корсар», «Лебединое озеро», «Орр и Ора» и гала-концерт звезд мирового балета.

— В линейке международных балетных фестивалей наше «Лето» уже заме­тили?

— Несомненно. Выбран хороший формат, в русле которого театр показывает, как сохраняется классический балет, и одновременно создает платформу для экспериментов.

— Вы восьмой год работаете в Минске…

— Я счастлива, что могу в рамках фестиваля представить на суд зрителей и свои спектакли. 12 июня будет показана притча о любви «Орр и Ора» — моя последняя работа в белорусском Большом.

— Чуть позже зритель увидит вашего «Щелкунчика». А 28 июня театр закроет 85-й сезон балетом «Маленький принц», который многие зрители воспринимают как хореографическое пророчество. Вы выпустили этот спектакль 1 ноября 2015 года, а 13 ноября Франция, родина Сент-Экзюпери, была потрясена серией терактов в Париже. -— - — Изменилась ли атмосфера тревоги, которой проникнут балет?

— Она не может измениться, с каждым днем мир становится еще более хрупким. К моему ужасу, человечество не учится на своих ошибках, поэтому Сент-Экзюпери оказался столь современным. Технологически мы прогрессируем, но до победы добра над злом очень далеко.

— Ваш «Маленький принц» стал обладателем Национальной театральной премии как лучший балетный спектакль года.

— Хочу выразить большую благодарность театру, который дает мне возможности для творчества. Хочется работать — и это главное.

____________________________________________

Вот такой «Петрушка»

Не пропустите 6 и 7 июня премьеру балета «Петрушка»

Большой театр Беларуси как машина времени перенесет нас на сто лет назад — в Париж, на знаменитые «Русские сезоны» ­Сергея Дягилева.

Легендарный балет впервые был представлен на сцене парижского театра «Шатле» 13 ­июня 1911 года. Композитор Игорь Стравинский так говорил о возникновении музыки: «Перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна…» Музыка сразу заинтересовала антрепренера Сергея Дягилева. В качестве художника и сценариста выступил художник, историк искусства, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Хореограф Михаил Фокин писал: «Я с самого начала своей деятельности выставил тезис: полная свобода композитору… Я ждал от композитора картины, образы, характеры…» Родился шедевр, который стал одним из символов русской культуры.

Андрис Лиепа, народный артист России, выдающийся танцовщик, один из самых востребованных режиссеров-постановщиков и продюсеров российского балета, впервые обратился к «Петрушке» еще в ­1990-х и на протяжении 25 лет осуществил более 30 постановок по всему миру. Теперь и в Беларуси.

— Когда появилась идея восстановить «Петрушку», я встречался с внучкой Михаила Фокина. Она предоставила некоторые материалы, в том числе клавир с пометками хореографа, — рассказывает Андрис Лиепа. — Балет остался и в записи на кинопленке, потому что этот спектакль всегда присутствовал в репертуаре западных театров. Я сохранил всё, что можно было максимально сохранить от Фокина.

Дирижер-постановщик балета «Петрушка» заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Художник-постановщик Анатолий Нежный (Россия).