Потребительский клуб

Входите, закрыто

Могут ли в магазине отказать покупателю в обслуживании, если он неопрятно одет, на роликах или с мороженым в руках

— Я стал свидетелем неприятной сцены, — рассказал позвонивший в редакцию читатель Алексей. — В продуктовый магазин, расположенный в подземном переходе, зашла женщина бомжеватого вида. Она хотела купить стаканчик кофе, деньги у нее были. Продавцы же не хотели ее обслуживать, ссылаясь на неопрятный внешний вид и «ароматы», исходившие от нее. Посетителям сотрудники сказали, что эта покупательница не первый раз заходит в магазин и своим видом и амбре распугивает других. Также добавили, что после визита женщины им приходится долго проветривать помещение.

За комментарием мы обратились в управление торговли и услуг Мингорисполкома.

— Действия продавцов неправомерны. В объекты общественного питания и торговли должны пускать всех желающих независимо от внешнего вида, — пояснила начальник управления Нина Емельянова.

Даже клиента подшофе сотрудники магазина могут отказаться обслуживать только в том случае, если факт алкогольного опьянения подтвержден медицинским заключением.

Если посетитель считает, что ему не дают пройти в торговый объект безосновательно, то следует попросить Книгу замечаний и предложений и изложить свои претензии. Ответ сотрудники должны дать в течение 15 дней.

Прокомментировала начальник управления и другие нюансы обслуживания. К примеру, наличие пиктограмм на дверях магазинов и кафе, запрещающих входить с детской коляской, с мороженым в руках, с собаками, а также въезжать на роликах. Нина Емельянова сообщила, что к ним ежегодно поступают несколько подобных жалоб. По каждой проводится разбирательство.

— Законодательство не запрещает входить в объекты торговли (общепита) с мороженым или детской коляской, а также въезжать на роликах. Следовательно, такие знаки на входе имеют рекомендательный характер и размещаются с целью избежать ущерба, который посетитель может нанести магазину, — отметила Нина Емельянова. — Вместе с тем руководство объекта торговли или общепита вправе установить внутренний регламент и предусмотреть свои ограничения.

Читайте также:  Калачом заманили

Если должностные лица того или иного субъекта торговли предупреждают потребителя о недопустимости каких-то действий, следует уточнить, на основании какого нормативного документа они выдвигают такие условия.

А по поводу животных существуют четкие и одно­значные правила: посещать с ними магазины, предприятия общепита и бытового обслуживания запрещено. В данном случае есть лишь одно исключение — собака-поводырь.

К сожалению, не всегда представители объектов торговли и общепита соблюдают законодательство. Лично меня не пускали в кафе с детской прогулочной коляской. Уборщица ворчала, мол, я ей кафель испачкаю колесами. Сообщила, что собираются повесить на входе табличку «С детскими колясками въезд запрещен», чтобы с каждой мамой отдельно не объясняться. Мой вопрос, на основании какого нормативно-правового документа вы запрещаете мне въезд, повис в воздухе. В лице администратора поддержки также не нашла, она за­явила, что уборщица права. В кафе нельзя заезжать с колясками, но для меня якобы сделают исключение.

Что тут сказать? Действительно, на дверях некоторых торговых точек висят соответствующие таблички. Многие мамы, прочитав такую надпи­сь, вздыхают и разворачиваются. Но ведь подобный запрет — грубейшее нарушение прав потребителя.