От первого лица

Театр начинается…

Какие книги всегда под рукой у Владимира Мищанчука, декана театрального факультета Белорусской государственной академии искусств (БГАИ), ведущего мастера сцены Театра-студии киноактера

— Домашняя библиотека, в отличие от этой, гораздо больше, — вводит в курс дела собеседник, начиная знакомить с коллекцией книг, которые хранятся в рабочем кабинете. — У нас в квартире есть проходная комната, где размещены книжные стеллажи. Отдельно собраны пьесы, сценарии фильмов, в которых снимались я и супруга, доцент кафедры мастерства актера БГАИ Людмила Кучеренко. Мы все это бережно храним: вдруг кому-то пригодится, кто-то вспомнит. Особое место занимают собрания сочинений классиков белорусской, русской, зарубежной литературы. Книга для нас была и есть помощник в сложных ситуациях. Она всегда востребована. Одно дело Интернет, технические достижения… Я ничего против не имею. Но! Взять в руки издание, полистать, почувствовать запах, вспомнить детство, юность, период становления. Когда-то мы за этими книгами охотились, покупали по блату, иногда даже воровали из сельских библиотек, когда приезжали на гастроли.

В числе последних ролей в кино — «Привет от аиста» (2017), «Мухтар. Новый след» (2017), «Не того поля ягода» (2016), «Тонкий лед» (2015).

Владимир Андреевич рассказывает, что они с женой всю жизнь собирали литературу. И не просто для интерьера. Многие издания и сейчас в работе. Перечитывают Островского, Достоевского, Толстого, Чехова, белорусских авторов — Короткевича, Быкова, Крапиву, Дударева, Макаёнка… Ищут произведения для студентов, учитывая предпочтения каждого.

— Есть у меня редкое раритетное издание «Хрестоматия актера: мимика, грим, движения, речь» в двух томах, — снова возвращаясь к рабочей библиотеке, говорит Владимир Мищанчук. — Выпущена в 1930-м. Хотя по размеру она и небольшая, но очень ценная для постижения профессии — и сегодня не утратила своей актуальности. Это основа основ! Я ее очень берегу.

Особое место на полках занимают томики, подаренные друзьями — известными творческими людьми.

— За презенты — замечательные книги «Адкуль наш род» и «Дзесяць вякоў беларускай гiсторыi» — очень благодарен литератору и историку Владимиру Орлову, — продолжает Владимир Андреевич. — Хочу отметить роман «Бульвар» теперь уже покойного артиста Анатолия Жука. Я стал одним из героев его произведения, он только фамилию немного изменил, а в остальном правдиво, без прикрас меня описал.

В книге «Тэатральныя пуцявiны» доктора искусствоведения Юрия Сохаря — целая плеяда творческих портретов мастеров сцены: Игнат Буйницкий, Геннадий Гарбук, Александра Климова… Есть среди них и Владимир Мищанчук и его супруга.

— О нас, об артистах, о режиссерах, художниках, пишут мало. А то, что вышло из-под пера театральных критиков, всегда оставляет светлую память для потомков, — убежден Владимир Андреевич.

Издания о белорусских художниках не просто занимают место в шкафу профессора — к ним он периодически возвращается. Вот только с какой целью?

— По некоторым картинам я предлагаю своим студентам — будущим актерам — делать этюды. Они должны, отталкиваясь от изображения, представить и показать то, что происходило с героями до момента, изображенного на полотне, и что будет потом, передать их настроение и состояние. Для таких заданий мне подходят альбомы работ наших педагогов-художников Владимира Зинкевича — выпускника академии, профессора, заслуженного деятеля искусств Беларуси, Владимира Слободчикова — блестящего скульптора, Валерия Слаука — художника, профессора, лауреата многочисленных премий, Владимира Товстика — тоже художника и других, которых считаю уникальными личностями, — рассказывает собеседник.

Особенная книга в его рабочей библиотеке — «Чалавек, які скраў Сцяну Плачу», подаренная представителями посольства Израиля в Беларуси. В ней 15 рассказов, которые перевел на белорусский язык Павел Костюкевич. Эти произведения вместе со студентами собираются использовать для художественного прочтения в рамках дисциплины «Сценическая речь».

Неожиданно в руках декана оказываются две книги для детей. Он улыбается и поясняет:

— Подарок для внука. Недавно зашел в «Академкнигу» и не удержался, купил «Библию для тебя: библейские рассказы в картинках для подростков» и «Рассказы» Антона Павловича Чехова. Понравились оба издания, особенно иллюстрации. Думаю, и внук оценит. Тем более что он иногда любит почитать, когда отвлекается от Интернета и гаджетов. Внук у нас скрипач, лауреат международных и республиканских конкурсов, должен знать не только то, что предлагают в рамках школьной программы по литературе.

О своих научно-методических работах, которых немало на полках, Владимир Андреевич скромно умалчивает. Зато обращает внимание на издания-альманахи дипломных работ студентов БГАИ за последние годы.

— На первых страницах во всех сборниках — работы студентов театрального факультета. И это не случайно! История академии искусств начиналась с театрального института, основанного в 1945-м. Жизнь не стоит на месте, поэтому необходимо зафиксировать ключевые события и факты для будущих поколений. Такие альбомы нужны и важны для истории, — подчеркивает собеседник.

«Азбука мудрости», «Великие мысли великих людей», «Антология афоризмов» в двух томах — для них тоже нашлось место в биб­лиотеке. Владимир Андреевич признается: читая книгу, он не просто отмечает понравившиеся мысли, но и старается их выписать на любой листочек, или в блокнот, или на афишу с репертуаром театра. В подтверждение этого достает из паспорта записку с цитатой из произведения Иоганна фон Гёте и зачитывает ее: «Каким образом человек может познать себя? Он должен не созерцать, а действовать! Попробуй исполнить свой долг, и ты поймешь, чего ты стоишь».