Облик столицы

Вот моей деревне

Территорию автозаводского поселка планируется постепенно преобразовать в зону современного многоквартирного жилья. Идет общественное обсуждение детального плана

— В послевоенные годы основную часть этой территории в границах улиц Челюскинцев, Омельянюка, Одесской, Пржевальского, Ушакова, Котовского отдали Минскому автозаводу под строительство жилья для работников, — рассказывает заместитель главы администрации Заводского района Александр Степанов. — Дома там появились разные: усадебные, барачного типа, блокированные 4-квартирные, малоэтажные. В начале 2000-х предприятие передало жилье на обслуживание городу. Надо сказать, что застройка, сложившаяся в 1950-е годы, по сей день не обеспечена нормальными инженерными коммуникациями: где-то нет канализации и водопровода, изношены старые теплотрассы. Чтобы комплексно подойти к решению проблем, городские власти заказали разработку проекта детального планирования этой части Минска. Документ появился в 2005 году. Предлагалось снести усадебные, блокированные и большинство малоэтажных домов, а на их месте построить многоквартирное со­временное жилье.

— С тех пор прошло немало времени, почему же процесс особо не двигался?

— В тот период действовал заявительный принцип строительства жилья, то есть участки выделяли всем желающим организациям. Часть территории в границах улицы Одесской, 2-й улицы Пржевальского, Ушакова, закрепили за ОАО «МАЗ», которое планировало выступить заказчиком строительства домов. Часть земли выделили УКС района и некоторым коммерческим организациям. Был разработан проект застройки, отселена часть усадеб под возведение инженерно-транспортной инфраструктуры. Компания «Интерспортпроект» построила 7 многоэтажек за ДК МАЗ. Но далее процесс застопорился. Поэтому разрешительные документы (акты выбора земельных участков) уже утратили свою силу и город забрал площадки.

— Что же помешало строить жилье?

— Возникли проблемы с инженерными сетями. Для возведения новых кварталов необходимы реконструкция коллектора хозяйственно-бытовой канализации, новые мощности по электрообеспечению. Подобные работы затратны, требовалось бюджетное финансирование. Сейчас реконструкция коллектора уже идет, заказчиком выступает УКС Мингор­исполкома. Вопросы с электроснабжением тоже решаются. Это позволит проектировать дома и одновременно сети.

— Сейчас идет общественное обсуждение обновленного градостроительного проекта территории автозаводского поселка. Что изменилось в этом документе по сравнению с прежним?

— Изменения несущественные и касаются некоторых сооружений. Принципиально все решения остались те же: замена старой малоэтажной и усадебной застройки новым многоквартирным жильем. Условно территория разбита на два микрорайона и один квартал. Помимо домов в проекте и социальные объекты: поликлиника (с МРЭК) на 1 350 посещений в смену, новая школа, два детских сада, также намечены реконструкция существующей школы на улице Центральной с возведением пристройки и бассейна и реконструкция детского сада в границах улиц Челюскинцев и Омельянюка. Рядом с поликлиникой в границах улиц Котовского — Центральной предусматривается спортивно-оздоровительный комплекс. Выделены места под многоуровневые и открытые стоянки по нечетной стороне Одесской, где сейчас промзона.

Читайте также:  Попал в струю

В квартале, прилегающем к нечетной стороне Радиальной, запланировано возведение административных зданий и одного многофункционального комплекса.

— Людей в первую очередь волнует вопрос: когда начнутся перемены?

— После утверждения ПДП, а этот процесс занимает до полугода, понадобится подготовить градостроительные паспорта и откорректировать проект застройки. Далее определятся и застройщики — УКС района либо коммерческие компании. Если технически к тому времени будет возможность проектировать и строить отдельные дома одно­временно с прокладкой инженерных сетей, значит, процесс стартует, если нет — надо ожидать готовности инженерной инфраструктуры. И тогда начнется работа с гражданами по реализации имущественных прав и отселению.

Если ранее архитекторы предлагали начать освоение территории со стороны проспекта Партизанского, то теперь намечается в первую очередь взяться за мик­рорайон в границах улицы Одесской, 2-й улицы Пржевальского и Ушакова, где помимо жилья запланированы новые школа и детский сад. Жители именно этой застройки чаще всего интересуются сроками сноса, поскольку многие дома здесь с частичными удобствами (есть лишь отопление и электричество). Например, в прошлом году поступили коллективные обращения граждан, проживающих в блокированных домах 1958 года постройки. Одно из них за подписью 380 человек. Люди ждут сноса, ведь жилье находится не в лучшем состоянии, а реконструировать его не имеет смысла из-за предстоящего отселения.

По проекту первый этап рассчитан до 2023 года. Но этот срок условный, процесс может занять и больше времени, а может пойти быстрее. Просчитать точно невозможно. Могу сказать, что к этой территории есть интерес со стороны инвестора, который уже строил здесь жилье.

На месте частного сектора предлагается возвести два микрорайона, поликлинику, детские сады и школу. Квартал, находящийся за улицей Радиальной, архитекторы видят как нежилой — там планируется строительство административных зданий и многофункционального общественного комплекса.