Наша столица

Путь что будет

В Минске продолжается реконструкция трамвайных путей на улицах Первомайской и Ульяновской

Дорожные работы одновременно ведутся в 7-8 местах. При этом с обеих сторон непрерывно движется транспортный поток. Особенно он интенсивен на перекрестке около 3-й городской клинической больницы.

— Реконструкция трамвайных путей на этом отрезке улицы Ульяновской проходит в сложных условиях, но нам не привыкать, — уверяет прораб РСУ «Минсктранса» Алексей Тумашик. — Сейчас здесь одновременно трудятся 78 человек из трех филиалов предприятия, плюс специалисты субподрядных организаций. Задействованы 18 единиц техники. Устанавливаем остановочные пункты, производим монтаж массивных железобетонных плит, срезаем и укладываем асфальтобетон, благоустраиваем территорию, проводим сварку и шлифование рельсов, демонтируем и устанавливаем бордюры. За исключением польских рельсов и немецкого клея, большая часть строительных материалов произведена в Беларуси.

В эпицентре работ — мощная машина, именуемая фрезой, которая срезает асфальтобетон. По длинному транспортеру он по­дается в кузов грузовика. Обслуживают ее два человека. С левой стороны исполина медленно объезжает городской транспорт.

— Это немецкая техника, — рассказывает машинист с 17-летним стажем из ДСУ № 12 ОАО «ДСТ № 5» «Белавтодора» Олег Радько. — Машина способна снимать до 30 см слоя старого асфальта. Если нет заминок, за смену проходим до полутора тысяч квадратов.

Буквально в считанных метрах от реконструируемого участка находится бытовой городок строителей, занимающихся реставрацией здания Национального художественного музея Республики Беларусь. В городке временно разместились и дорожники. Часть из них уже гуськом потянулась к подъехавшему белому фургону. Работа работой, а обед по расписанию. Одни принимают пищу за столиками, другие прямо на траве.

— Наше меню постоянно обновляется, — говорит заведующая общепитом филиала «Троллейбусный парк № 3» Виктория Мекто. — Сегодня, к примеру, на обед овощной салат с колбасой, перловый суп, картофельное пюре со свиными натуральными котлетами и компот. Питание для всех работников бесплатное. На качество обедов никто не жаловался.

Около электрического столба один из строителей мощной болгаркой подгоняет под размер бордюрный камень. Через дорогу мелькают искры и огоньки от электро- и газосварки. На базе «МАЗа» установлен большой аппарат, предназначенный для сварки рельсов.

— Это машина для контактной сварки, — сообщает начальник цеха механической обработки ремонтно-механического завода «Минсктранса» Анатолий Казан. — За смену по прямому пути проходим по 20-25 швов. Оборудование приобрели в прошлом году в России за 35 тысяч евро. Вся бригада, а в ней 5 человек, прошла курсы обучения. Прежде использовали термическую сварку, но она менее эффективна.

Как и на трех ранее модернизированных участках трамвайного пути, здесь применяют чешскую технологию — эластичное крепление рельс без шпал на бетонное основание. Она позволяет вдвое увеличить срок службы путей — до 30 лет. При этом снижаются вибрация и шум при движении трамваев, повышается уровень безопасности. На содержание и обслуживание новых участков также требуется на порядок меньше средств, нежели на рельсошпальную систему.

— Работы по бесшпальной технологии производятся на отрезке 950 м улицы Ульяновской, — продолжает Алексей Тумашик. — Затем завершим участок на улице Первомайской до пересечения с улицей Фрунзе, после чего предстоит отрезок от вокзала до разворотного кольца трамваев на площади Мясникова. Трудимся в 2 смены по 12 часов без выходных. При надобности задействуем и позднее время. В первую очередь для заливки немецкого клея, который по технологии нельзя использовать при температуре выше 22 градусов. Производим ночью и иные виды работ. Стараемся не шуметь, не беспокоить жителей близлежащих домов. Правда, жалобы уже были. Но от издержек производства не уйти, график работы нужно соблюдать.