Экономика

Ровно 40 лет назад

Круглую дату сегодня отмечает один из самых популярных и любимых покупателями магазинов Минска — универмаг «Беларусь»

Открытием крупных торговых объектов в столице было ознаменовано каждое послевоенное десятилетие. В 50-е годы прошлого столетия начал работу ГУМ, в

60-е — «ЦУМ Минск», а на исходе 70-х в их ряды влился универмаг «Беларусь».

Он распахнул двери для покупателей за несколько недель до знаменательной даты — дня осво­бождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. По словам ведущего архивиста Государственного архива Минской области Ольги Жуковой, изучавшей документы того времени, 8 июня 1978 года состоялся короткий митинг, на котором перед горожанами выступили заместитель председателя Мингорисполкома и директор нового магазина, была разрезана алая лента перед входом. Первых посетителей ожидала настоящая новинка, долго делавшая «Беларусь» уникальным универмагом: на верхние этажи люди поднимались на эскалаторах!

Достоинства нового объекта оценила и пресса. Так, газета «Советская Белоруссия» в статье «Флагман столичной торговли» написала: «На четырех торговых этажах товары размещены по потребительским комплексам. Их шесть: «Товары для дома», «Культура в быту», «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Для дороги и путешествий, спорта и туризма», «Ткани. Все для шитья и рукоделия». Формирование ассортимента товаров по потребительскому признаку экономит время покупателя, позволяет более рационально использовать торговые площади, повышает культуру обслуживания. Скажется это и на экономических показателях деятельности магазина».

Еще одно новшество — организация работы в секциях по методу самообслуживания: покупатели получили свободный доступ к товарам, в выборе которых им помогали продавцы-консультанты. К работе в магазине приступили свыше 1 500 человек, из них около 1 000 трудились в торговых залах.

Универмаг по проекту, разработанному авторским коллективом московского института «Гипроторг», возвели рабочие столичного Стройтреста № 7. «Советская Белоруссия» сообщала: «Площадь торговых залов универмага — 8 000 м2, площадь складов — 3 650. Простор в торговых залах достигается конструктивными особенностями здания, которые заключаются в том, что расстояние между колоннами равно 12 м вместо традиционного шестиметрового шага. Комфортные условия в рабочих помещениях создает система кондиционирования воздуха с автоматическим регулированием температуры и влажности. В отделке здания применены высококачественные, естественные и искусственные материалы: гранит, мрамор, доломит, анодированный алюминий, акмиграновая плитка. Для работников магазина предусмотрены столовая, парикмахерская, врачебные кабинеты, система бытового обслуживания. Имеются радиоузел, внутренняя АТС на 200 номеров, конференц-зал на 364 места. В торговом зале на втором этаже будет работать кафетерий для покупателей». Следует заметить, что посетителям предоставляли более 40 дополнительных услуг.

Читайте также:  Встречное движение

Не забыли и о тех сотрудниках, которые не стояли за прилавком, а оставались скрытыми от глаз покупателей, — кладовщиках, грузчиках, механиках, уборщиках. Магазин оснастили оборудованием с максимальной степенью механизации трудоемких процессов, начиная с выгрузки товаров из автомашин, транспортировки их в складские помещения и заканчивая доставкой в торговые залы.

Создание крупных торговых центров стало главной тенденцией развития торговой сети республики тех лет. В подтверждение этому БелТА цитировала заместителя министра торговли БССР, рассказавшего, где именно в ближайшие недели и месяцы появятся подобные объекты. Новинки ожидали и Минск. В газетах, внимательно прочитанных Ольгой Жуковой, озвучивались и планы на следующий, 1979 год. В них, в частности, значилось открытие крытого рынка на улице В. Хоружей (ныне любимая всеми «Комаровка»), универсама на улице Сурганова (судя по всему, речь шла об универсаме «Рига»). В более отдаленной перспективе собирались ввести в эксплуатацию дом фирменной торговли на Немиге и крупные магазины в микрорайонах.

Сегодня минчан уже не удивишь гипермаркетами и торговыми центрами. Но столичные универмаги ни в чем им не уступают. Они, и «Беларусь» в том числе, показывают пример прекрасной организации торговли, достойного обслуживания покупателей. За что посетители и любят их.

От имени редакции и читателей газета «Минский курьер» сердечно поздравляет коллектив универмага «Беларусь», его ветеранов, руководство, покупателей с 40-летием универмага.

Успехов вам и здоровья!