Культура и История

По одежде встречают

После языка важнейшей этнической приметой считается костюм: он отражает менталитет, характер, уровень культуры народа

Костюм по испанско-немецкой моде. Портрет Елизаветы Австрийской
Западноевропейский дворцовый костюм. Портрет Владислава Доминика Острожского

Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этно­логи Валентина Белявина и Любовь Ракова в своей фундаментальной работе «Белорусский костюм». Исследователи собрали огромный материал. Уместить его в газетной публикации, разумеется, невозможно. Я попросила старшего научного сотрудника отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, кандидата исторических наук Валентину Белявину совершить хотя бы небольшую экскурсию в прошлое и дать представление о том, как одевалось привилегированное сословие начиная с ВКЛ.

Влияние Европы и местные традиции

В XIII — первой половине XIV века белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Феодалы, которые сформировали военно-служилое сословие, постепенно стали именоваться шляхтой. Понятие «шляхта» (от нем. slahte — род, порода) объединяло в единое сословие магнатов, владевших огромными земельными угодьями, владельцев поместий и деревень с зависимыми крестьянами, обедневших безземельных представителей служилого сословия, своими силами обрабатывавших землю.

Согласно историческим источникам, в конце XIV — начале XV века великий князь Витовт и его придворные носили как местные, так и западноевропейские костюмы. Массовое распространение на территории ВКЛ различных форм западноевропейского костюма исследователи связывают со временем правления Сигизмунда I Старого и приездом в Польшу из Италии второй его жены Боны Сфорцы. С ней приехали приглашенные Сигизмундом архитекторы, скульпторы, поэты и ученые.

Костюм по испанско-польской моде. Портрет Гризельды Сапеги
Костюм с воротником-фрезой горожанина Речи Посполитой. Портрет Генриха Стробанды Старшего

Западноевропейское влияние на костюм ВКЛ усилилось при Сигизмунде II Августе. В книгах счетов его двора за 1544-1567 годы зафиксированы 3 группы стилистически разных костюмных комплексов: по местной польско-литовской моде, итальянской и испанско-немецкой, венгерской.

Дворцовые и европейские тенденции подхватывали богатые горожане. Одежда же беднейшей части в основном соответствовала местным народным традициям и мало отличалась от крестьянской.

В XVI веке в Европе самой влиятельной стала испанская дворцовая мода, сформировавшаяся под жестким диктатом католической церкви, запрещавшей женщине открывать шею, руки и ступни. Особенностью такого костюма, затягивавшего фигуру женщины, как в футляр, были коло­коло­образ­ная юбка на обручах из ивовых прутьев, проволоки или китового уса, корсет, туго стягивавший грудь, узкие рукава с буфами на плечах и круглый накрахмаленный воротник-фреза, на котором голова лежала, как на блюде.

Мужчины носили короткие обтягивающие кафтаны, подбитые ватой в области груди и плеч для создания более мужественного силуэта, и воротник-фрезу, который был популярен в мужской и женской элитной моде Европы до 1630-х годов. Костюм украшали серебряными и золотыми пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом.

В середине XVI века в Европе стала распространяться немецкая мода. На мужском и женском костюме появились многочисленные разрезы-насечки для демонстрации богатства тонких тканей подкладки и нижних одежд. Разрезы делали на головных уборах и даже на перчатках, чтобы выставить напоказ драгоценные кольца и перстни.

Королевский костюм с жупаном и делией. Портрет короля Речи Посполитой и великого князя Литовского Яна II Казимира
Парадный костюм высшего сословия с жюстокором. Портрет Михаила Казимира Огинского

Для дворцового женского одеяния того времени характерны пышные съемные рукава, украшенные многочисленными насечками, золотой вышивкой, драгоценными камнями. При помощи завязок и заколок их прикрепляли к лифу то одного, то другого платья, что позволяло разнообразить гардероб.

Платье по французско-немецкой моде. Портрет Теофилии Вишневецкой

С XVII века на мужскую одежду европейской знати сильное влияние начал оказывать французский придворный костюм. Он состоял из короткой курточки-пурпуэна с завышенной незафиксированной талией и расклешенными полами, большого отложного воротника, украшенного кружевом, пышных рукавов и кружевных манжет-раструбов. Зауженные к низу штаны заправляли в сапоги, отвороты голенищ которых тоже украшали кружевом.

Если костюм знати ВКЛ развивался в русле европейской дворцовой моды, то костюм служилой шляхты в XVI-XVIII веках сохранял восточновизантийские черты, пополняясь во время войн и стычек с татарами и турками заимствованиями предметов из их гардероба. Для него характерен длинный, расширенный к низу от линии талии силуэт. На рубаху и штаны шляхтичи надевали жупан с поясом, затем различные виды верхней одежды (делии, ферези, газуки, чуги, чамары, шубы) из восточных узорчатых тканей с мехом рыси, бобра, куницы, белки, лисы.

Верхней одеждой для верховой езды служили суконные армяки, подшитые мехом бекеши, безрукавные плащи (епанчи). Обязательным дополнением костюма шляхты была сабля. Головные уборы представлены различной формы шапками, украшенными пером черной цапли, коршуна или плюмажем из перьев.

В 1640-е годы в моду шляхты и магнатерии (аристократии) Речи Посполитой вошел кунтуш, заимствованный у венгров. Это был кафтан с разрезными рукавами, которые забрасывали за плечи и сзади заправляли за пояс. Костюм с кунтушом, надетым на жупан и подпоясанным широким восточным или слуцким поясом, быстро стал основным костюмным комплексом этнично неоднородной шляхты Речи Посполитой до конца XVIII века. Такой костюм наряду с европейским носили и богатые горожане, служащие городских магистров.

Костюм для прогулки. Начало XX века
Костюм дворянки. Гродно, 1863 год

В стиле рококо

В XVIII веке господствующим становится стиль рококо. У женщин в моду входят широкие юбки на каркасе из китового уса. Надеть такую самостоятельно, без горничной, было невозможно. Чтобы сесть в экипаж, тоже требовалась помощь. Платья этого периода имели глубокое декольте, корсет, максимально затягивавший талию, узкие до локтя рукава, украшенные внизу пышными оборками из кружев.

У мужчин наряд составляли кафтан-жюстокор без воротника с широкими обшлагами-раструбами на рукавах, узкие штаны, заправленные в высокие сапоги.

С 1780-х годов в среде магнатов и верхушки горожан в моду входит европейский костюм с фраком. С ним стали носить жилетки, узкие штаны-панталоны, ботинки.

 

Культ женственности и деловитой элегантности

На рубеже XVIII-XIX веков в женской моде началось увле­че­ние античностью, греческим стилем. Аристократки носили платья свободного силуэта с пояском под грудью.

Но уже в середине XIX века вернулись к одежде, которая состояла из сформированного корсетом лифа и пышной на обручах юбки, узких у плеча и расширенных к локтю рукавов, под которые надевали дополнительные рукавчики из тонкого материала или кружева.

В 70-х годах XIX века им на смену пришли платья с турнюром (приспособлением в виде подушечки, которую подкладывали ниже талии, делая фигуру более пышной).

Костюм мужской с сюртуком. Гродно, 1863 год
Костюм с сюртуком. Гомель, конец XIX — начало XX века

У горожанок конца XIX века были 4 обязательные формы туалета: утреннее домашнее платье; для прогулок, похода по магазинам и визитов; для приемов; для балов, званых обедов, театра.

В деловой жизни XIX века фрак у мужчин заменился сюртуком, оставаясь праздничным вариантом для театра, званых обедов. Верхней одеждой стали редингот, плащ-каррик с несколькими пелеринами и шуба. Головной убор — цилиндр.

С середины XIX века в мужской гардероб входят пальто и пиджак, фетровая шляпа, а летом — плетенная из соломки. С начала ХХ века костюм высшего сословия и горожан становится полностью европейским.