Театр

А Петрушка жив!

На белорусской сцене впервые поставлен балет «Петрушка» Игоря Стравинского

Париж здесь. Париж начала ХХ века, где российский антрепренер Сергей Дягилев сотворил свои по-хорошему шокировавшие парижан «Русские сезоны». Тогда он показал несколько революционных балетов, в одном из которых, «Петрушке», танцевали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Народное хореографическое действо создал выдающийся хореограф Михаил Фокин, а либретто и декорации — не менее выдающийся Александр Бенуа.

«Петрушка» восстановлен на белорусской сцене российским балетмейстером Андрисом Лиепой «почти по Фокину» и «почти по Бенуа». 6 и 7 июня в Большом театре Беларуси с большим успехом прошла премьера. Партию Петрушки исполнили заслуженный артист Республики Беларусь Олег Еромкин и лауреат международных конкурсов Такатоши Мачияма. В роли Балерины выступили лауреаты международных конкурсов Александра Чижик и Надежда Филиппова. В партии Арапа зрители увидели Артема Баньковского и Ивана Савенкова. Чёртом стали Эвен Капитен и Иван Захаров. Дирижер-постановщик — заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Художник-постановщик — Анатолий Нежный.

…Петрушка, Балерина, Арап. Три куклы. Три центральных персонажа, которых звуками своей волшебной флейты выводит на балаганную площадь Факир. А на площади — Масленица. Гулянье. Задираются, сплетничают, пляшут купцы, военные, горничные, мастеровые, половые и кучера. Ходит мужик с медведем. Удалой купчик с цыганками сорит деньгами. Публику смешат ряженые, и, как черная искра, носится меж ними Чёрт. Вся сцена в движении.

На этом веселом фоне исподволь разгорается трагедия: Петрушка ластится к Балерине, а та предпочитает ему тучного (считай: богатого) Арапа. И мы начинаем понимать: Петрушка не кукла, а человек, превращенный в игрушку, забаву. Он тот самый маленький человек, о котором с такой теплотой писали Гоголь и Пушкин. В конце концов Арап убивает Петрушку. Шалун, задира, несчастный влюбленный валяется на площади, и все смотрят на него с недоумением: вот-те на! Тряпичный ублюдок, дешевка. Сытая толпа отворачивается от неудачника. Вдруг — о чудо! — он воскресает на крыше балагана. Дух Петрушки, этого народного героя, неистребим.

Одноактный балет длится всего 40 минут, но сцена настолько насыщена, что возникает ощущение полноценного спектакля. Мы слышим уличные шумы, кажется, что и речь, хотя все чувства выражаются только пластикой тел, жестами.

Андрис Лиепа ставил «Петрушку» «по Фокину» в Риме, Москве, Дрездене, Риге, Флоренции… Он занимается этим балетом четверть века и сделал уже более 30 постановок по всему миру.

— Балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная» Игоря Стравинского совершили переворот в музыке ХХ века, и на этой основе возникли потом произведения Шостаковича, Прокофьева и других, — сказал в канун минской премьеры Андрис Лиепа. —Я видел свою задачу в том, чтобы скрупулезно восстановить творение Стравинского, Фокина и Бенуа на белорусской сцене. И мне кажется, что они там, на небесах, очень довольны.