Театр

А Петрушка жив!

На белорусской сцене впервые поставлен балет «Петрушка» Игоря Стравинского

Париж здесь. Париж начала ХХ века, где российский антрепренер Сергей Дягилев сотворил свои по-хорошему шокировавшие парижан «Русские сезоны». Тогда он показал несколько революционных балетов, в одном из которых, «Петрушке», танцевали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Народное хореографическое действо создал выдающийся хореограф Михаил Фокин, а либретто и декорации — не менее выдающийся Александр Бенуа.

«Петрушка» восстановлен на белорусской сцене российским балетмейстером Андрисом Лиепой «почти по Фокину» и «почти по Бенуа». 6 и 7 июня в Большом театре Беларуси с большим успехом прошла премьера. Партию Петрушки исполнили заслуженный артист Республики Беларусь Олег Еромкин и лауреат международных конкурсов Такатоши Мачияма. В роли Балерины выступили лауреаты международных конкурсов Александра Чижик и Надежда Филиппова. В партии Арапа зрители увидели Артема Баньковского и Ивана Савенкова. Чёртом стали Эвен Капитен и Иван Захаров. Дирижер-постановщик — заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Художник-постановщик — Анатолий Нежный.

…Петрушка, Балерина, Арап. Три куклы. Три центральных персонажа, которых звуками своей волшебной флейты выводит на балаганную площадь Факир. А на площади — Масленица. Гулянье. Задираются, сплетничают, пляшут купцы, военные, горничные, мастеровые, половые и кучера. Ходит мужик с медведем. Удалой купчик с цыганками сорит деньгами. Публику смешат ряженые, и, как черная искра, носится меж ними Чёрт. Вся сцена в движении.

На этом веселом фоне исподволь разгорается трагедия: Петрушка ластится к Балерине, а та предпочитает ему тучного (считай: богатого) Арапа. И мы начинаем понимать: Петрушка не кукла, а человек, превращенный в игрушку, забаву. Он тот самый маленький человек, о котором с такой теплотой писали Гоголь и Пушкин. В конце концов Арап убивает Петрушку. Шалун, задира, несчастный влюбленный валяется на площади, и все смотрят на него с недоумением: вот-те на! Тряпичный ублюдок, дешевка. Сытая толпа отворачивается от неудачника. Вдруг — о чудо! — он воскресает на крыше балагана. Дух Петрушки, этого народного героя, неистребим.

Читайте также:  Амур-тужур

Одноактный балет длится всего 40 минут, но сцена настолько насыщена, что возникает ощущение полноценного спектакля. Мы слышим уличные шумы, кажется, что и речь, хотя все чувства выражаются только пластикой тел, жестами.

Андрис Лиепа ставил «Петрушку» «по Фокину» в Риме, Москве, Дрездене, Риге, Флоренции… Он занимается этим балетом четверть века и сделал уже более 30 постановок по всему миру.

— Балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная» Игоря Стравинского совершили переворот в музыке ХХ века, и на этой основе возникли потом произведения Шостаковича, Прокофьева и других, — сказал в канун минской премьеры Андрис Лиепа. —Я видел свою задачу в том, чтобы скрупулезно восстановить творение Стравинского, Фокина и Бенуа на белорусской сцене. И мне кажется, что они там, на небесах, очень довольны.