Колесо обозрения

Вернемся к нашим баранкам

Что нужно знать о регистрации авто

Ежедневно в филиал межрайонного регистрационного отдела (МРО) ГАИ ­ГУВД Мин­гор­ис­пол­кома на улице Тимирязева, за исключением выходных дней, приезжают сотни покупателей и продавцов автомобилей. В просторном зале на 3-м этаже часто яблоку негде упасть, поскольку регистрационные услуги здесь оказывают не только минчанам, но и жителям Минского района.

В 2017 году в Минске зарегистрировали 92 852 транспортных средства (13 868 государственных и 78 984 индивидуальных). За это время сняты с автоматизированного учета 93 824 единицы транспорта (13 549 государственных и 80 275 индивидуальных).

— 10:30, как раз час пик, — обращает внимание начальник МРО ГАИ ГУВД Мингорисполкома Евгений Ясковец. — С восьми утра талоны по электронной очереди взяли 260 посетителей. Некоторые берут по 2 и даже 3 квитка — про запас, не думая, что увеличивают очередь и затягивают время приема документов. Я бы рекомендовал этого не делать. А еще выбирать для посещения наших филиалов на улице Тимирязева и авторынке «Малиновка» среду, четверг или пятницу.

— Сколько времени отводится на регистрацию транспорта?

— На постановку и снятие с учета, внесение изменений в документы законодательством отводится 10 рабочих дней. Но мы давно взяли за правило не назначать максимальный срок, а выдавать документы по мере возможности — день в день или немного позже. Как это было в апреле-мае, когда в день принимали от горожан порядка 1 200 заявлений. С учета автомобиль снимают в течение полутора-двух часов, но при условии, что клиент обратился в МРО в первой половине дня.

Сотрудники группы розыска угнанного и похищенного автотранспорта в процессе регистрации и снятия с учета в 2017-м отправили более 4 000 запросов в Российскую Федерацию.

Идем дальше. Вот и терминал, который выдает талоны. В зале всюду размещены указатели, информация, где, за что и сколько нужно платить, куда обращаться. На месте оформляют страховки, договоры и заявления в ГАИ. Есть зал ожидания, где можно скоротать время и отдохнуть. Здесь же установлен инфокиоск.

— Что-то очередей не наблюдается…

— И это меня удивляет, — отвечает Евгений Ясковец. — Люди идут в банк, хотя за регистрацию транспорта можно заплатить с помощью системы «Расчет» (ЕРИП). Схема указана на сайте столичной Госавтоинспекции, нужно последовательно выбрать разделы: «г. Минск» — «МВД» — «ГАИ» — «Регистрация транспорта». Но такой вариант почему-то не популярен среди клиентов, хотя все просто и понятно. При этом не нужно распечатывать квитанцию об оплате. Достаточно подойти к окошку и сказать специалисту, что услуга оплачена через систему ЕРИП.

По словам собеседника, на 1 января 2018-го на учете в городской ГАИ состояли около 786 тысяч транспортных средств, включая прицепы и мотоциклы. Сегодня цифра приблизилась к 790 тысячам. Традиционно ажиотаж в регистрационных подразделениях отмечают в апреле-мае, сентябре-октябре и в конце года.

— В конце прошлого — начале нынешнего года значительно возросло число зарегистрированных новых автомобилей, — подчеркивает специалист. — Если в декабре 2016-го — январе 2017-го в день мы имели дело с 40-50 автомобилями без пробега, то ровно через год их количество возросло до 100-120.

— Чего следует остерегаться, покупая машину?

— Сделку купли-продажи автомобиля лучше заключать с собственником либо доверенным лицом. Тщательно проверять документы. При снятии с учета ни в коем случае не отдавать авто другому лицу без переоформления. В противном случае на ваш адрес могут приходить постановления о наложении административного взыскания на постороннего человека за превышение скорости, зафиксированное в автоматическом режиме. Ведь именно владелец транспортного средства несет ответственность, в том числе когда оно снято с учета. И не важно, постоянные это номера или транзитные. Нужно также помнить: в случае ДТП с погибшими или травмированными людьми иск может быть предъявлен владельцу транспортного средства.

Еще в ГАИ советуют остерегаться подделок. В 2017-м во время осмотра сотрудники выявили 57 транспортных средств, находящихся в розыске, и 12 поддельных документов. Еще у 129 номер кузова был видоизменен.

Около 55 % заявлений и обращений граждан поступают в регистрационный отдел ГАИ на улице Тимирязева, около 30 % — на авторынке «Малиновка», около 15 % — на улице Серова.

Заходим в служебное помещение. В окошках принимают и выдают документы и регистрационные номера. Обращаем внимание на корзины, где складируют бывшие в употреблении знаки. По словам Евгения Ясковца, алюминиевые номера сдают на переработку, а пластиковые транзиты утилизируют. Хотя еще практикуют выдачу клиентам по их желанию б/у номеров при условии, что они читаются с расстояния 40 м.

По номерам машин можно изучать географию, причем не только нашей страны, но и зарубежья. Вот, например, в окошко подали литовские от Volkswagen Passat. Чуть в стороне лежит черный номер от старого мотоцикла. Такие выдавали в 60-70-х годах прошлого столетия.

В МРО на Тимирязева хранятся новые регистрационные знаки, бывшие в употреблении, и транзиты.

— Часто к вам обращаются за изготовлением эксклюзивных номеров?

— Мы предоставляем услугу по выбору регистрационного знака из текущей серии. Сейчас выдаем серию CE. Эту процедуру можно оформить только у нас на Ждановичах. Услуга стоит 10 БВ, или 245 рублей. Комбинации цифр посетители выбирают самые разные. Кто-то отдает предпочтение году своего рождения или жены. Есть и те, кто формирует число по фэн-шуй, чтобы в сумме получилось определенное. Изготовление регистрационных знаков в индивидуальном порядке оценивается дороже — 60 БВ, или 1 470 руб­лей. Могут использовать серии, которые еще не изготавливали либо были уничтожены. Номера под заказ делают в течение нескольких дней. Наиболее часто фигурируют семерки и нули, единички и нули и так далее.

— Серии когда-нибудь закончатся?

— Закончатся, но еще не скоро. После C пойдут P, T, X. Каждая начинается с 0001 и заканчивается 9999. Учитывая, что одна серия расходится примерно за 2 месяца, на выдачу оставшихся уйдет порядка трех лет.