Фотоальбом Евгения Коктыша

Пластика дела

Известный белорусский скульптор Владимир Слободчиков уверен: Минск можно приодеть с помощью интересных изваяний

— Кафедру скульптуры в Белорусской государственной академии искусств возглавляю с 1989 года — скоро будет 30 лет, — вводит в курс дела Владимир Иванович и указывает на стену в кабинете: там черно-белые портреты предшественников, которые тоже руководили обучением будущих творцов, — Анатолия Аникейчика и Андрея Бембеля.

 С Александром Карлюкевичем (ныне министром информации Республики Беларусь)

— Поначалу все время хотел уйти, чтобы больше времени посвящать собственному творчеству. Но втянулся. Теперь это часть моей жизни, без которой не представляю своего существования. Первую половину дня провожу в академии, вторую — в мастерской, — поясняет собеседник.

Затем предлагает прогуляться по мастерским — посмотреть, над чем трудятся студенты. В год их набирают всего 6-7 человек, поэтому к каждому индивидуальный подход.

— На протяжении всего обуче­ния с ребятами мы общаемся очень тесно, знаем все их проблемы, — продолжает Владимир Слободчиков. — Сейчас молодежь другая, более прагматичная. Они сразу продумывают, как устроиться в жизни. Мы же, когда шли в профессию, были романтиками, мечтали только о творчестве.

 На презентации книги «Скульптура» в Национальной библиотеке Беларуси, 2015 год

Владимира Слободчикова с изо­бра­зи­тель­ным искусством познакомил отец, который преподавал рисование в школе.

— Хотел научить и меня, даже немного заставлял. Тогда как было: в хорошую погоду сверстники во дворе в футбол играют, а я Аполлона рисую, — вспоминает Владимир Иванович. — Зато при поступлении все хорошо сложилось. На экзаменах набрал больше всех баллов. Требовалось вылепить довольно сложную античную голову — Гаттамелаты, даже не помню, как это сделал. Просто взялся, и само пошло.

Произведения Владимира Слободчикова встречаются в разных уголках столицы: у Большого театра отдыхают его балерины, у Дома Ваньковичей можно увидеть Валентия с палитрой, возле Всехсвятского храма — патриарха Алексия II и многих других. Скульптуры автора установлены по всей Беларуси, а также в Германии, Китае, Турции, ОАЭ…

 С оперным исполнителем Владимиром Петровым

Есть у автора идеи, как сделать белорусскую столицу более привлекательной.

— Сейчас поднимаем вопрос о том, чтобы при строительстве домов и жилых кварталов определенный процент средств выделяли на создание среды. Это могут быть фрески, рельефы, игровые композиции. Наши жилые районы пустые. Например, Каменная Горка. Там же нет ничего. А как можно обыграть название! Причем устанавливать нужно произведения, которые впечатляют пластикой, силуэтом. Ведь памятник реальному человеку всегда обязывает, и поставить его в городе можно далеко не везде. Да и молодежь сейчас требует иного отношения к искусству, другого языка. Традиционными изваяниями их внимание привлечешь только на секунду. Город можно сравнить с женщиной: есть красивые, которые не очень хорошо одеты. Вот и Минск можно приодеть при помощи интересных скульптур. Тогда появятся шарм и блеск.

С супругой Людмилой Сергеевной

Владимир Слободчиков в 1975 году окончил БГТХИ. Учился у А. Аникейчика, Г. Муромцева. Участник выставок с 1973-го. С 1975 по 1988 год работал преподавателем в Республиканской специализированной средней школе-интернате по музыке и изобразительному искусству имени И. О. Ахремчика. С 1989-го и по настоящее время — заведующий кафедрой скульптуры в БГАИ. Почетный член Российской академии художеств (2008), член Королевского общества британских скульпторов (2009), заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2011).