Социум

Сердечная недостаточность

насилие

Бывшая жена не дает видеться с ребенком, непутевые дети отбирают пенсию у родителей, супруг угрожает убийством: с какими еще проблемами обращаются на общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия

Рабочий день операторов сервиса начинается в 8 утра. Граждане, обращающиеся сюда, делятся вовсе не милыми житейскими историями. Они рассказывают об ужасающих случаях, например, как сын поднял руку на мать или как муж превратил в ад жизнь жены и ребенка.

Анна, так представилась одна из консультантов, трудится в телефонной службе с самого ее основания. Горькие откровения, слезы, раскаяние агрессоров — более чем за пять лет работы она пропустила через себя немало подобных исповедей. Каждому старается помочь, искренне веря — безвыходных ситуаций не бывает.

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 работает ежедневно с 8:00 до 20:00.

Бьет не значит любит

По словам Анны, зачастую происходящее дома не идентифицируется как насилие. Бранное слово или толчок в спину воспринимается как само собой разуме­ющееся, а в поведении благоверного пострадавшие винят себя.

— Иногда женщины годами выслушивают оскорбления в свой адрес, терпят побои. Им не хочется разрушать семью, лишать детей отца. Да и совместно нажитое имущество не всегда удается разделить. Однако рано или поздно этому приходит конец, и жертвы находят силы позвонить нам, — рассказывает сотрудница горячей линии.

Кому-то из абоненток нужно всего лишь выговориться, кто-то нуждается в юридической консультации. Операторы оказывают психологическую помощь, советуют, куда обратиться, если, к примеру, пострадавшему от домашнего насилия необходим временный приют. И уверяют: если супруг или сожитель распускает руки, необходимо сразу звонить в милицию.

— Мы выясняем, как часто мужчина применяет силу, наносил ли травмы, пытался ли задушить или каким-то другим способом лишить жизни. Если хотя бы на один вопрос собеседница отвечает положительно, работники линии бьют тревогу: в такой обстановке находиться опасно, — говорит Анна.

Оператор отмечает: агрессоры — хорошие манипуляторы. Узнав о том, что благоверная собирается уйти, супруг угрожает повеситься, убить ее или детей.

— Как правило, домашние деспоты не меняются. Поэтому жертве нужно найти силы, чтобы разорвать отношения со своим мучителем, — уверена Анна. — Насилие может быть не только психологическим или физическим, но и экономическим, и сексуальным. Любое из них необходимо пресекать на корню.

Поменялись ролями

Существует стереотип, что мужчины всегда способны постоять за себя. Однако среди потерпевших есть и представители сильного пола.

— В основном они страдают от бывшей супруги, которая запрещает им видеться с детьми, — поясняет консультант.

Рассказ Анны прерывает телефонный звонок. В нескольких словах собеседник обрисовывает ситуацию, сложившуюся дома. Он рассказывает, что недавно его семья лишилась значительной суммы денег. Жена не справилась со стрессом и стала агрессивно относиться к окружающим, в том числе к мужу и детям. Из-за малейшей провинности может накричать на малышей, а на супруга накинуться с кулаками. Он всеми силами старается поддержать любимую, однако пока безрезультатно. Сейчас подыскивает специалистов, способных помочь.

Обращаются и представители сильного пола, которые сами виновны в насилии, делится Анна. Как-то позвонил мужчина, сообщил, что поссорился с девушкой и в порыве ярости ударил ее. Та заплакала и убежала в другую комнату. А он, почувствовав раскаяние, набрал номер горячей линии. Признался, что любит суженую и не хочет причинять ей боль. Проконсультировавшись у работников телефонной службы, решил обратиться к психологу.

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия создана в 2012 году на базе международного общественного объединения «Гендерные перспективы». Позвонить может любой совершеннолетний житель Беларуси, пострадавший от близкого человека или ставший свидетелем насилия в семье. Помощь оказывают бесплатно и анонимно.

Недетские игры

Еще одна категория — родители, страдающие от поведения детей. Чтобы обратиться за помощью, пожилые люди делают усилие над собой, констатирует сотрудница горячей линии. Многие убеждены, что сами виноваты в проступках повзрослевшего чада. Мало, мол, любви и ласки в детстве дали или же слишком баловали.

— Пенсионеры долго терпят и прощают непутевому сыну или дочери любую провинность. Но рано или поздно чаша терпения переполняется, — утверждает Анна.

Не найдя выхода из положения, номер телефонной службы набрала пожилая жительница небольшого городка. Несмотря на почтенный возраст, женщина хлопочет по дому, ведет хозяйство, заботится об уже взрослом сыне. С ее слов стало понятно, что он злоупотребляет алкоголем. Выпив рюмку-другую, начинает дебоширить, упрекая мать во всевозможных проступках. Не выдержав, женщина обратилась в милицию, однако там лишь развели руками: мужчина имеет инвалидность, а значит, в ЛТП его определить нельзя. Тогда пострадавшая позвонила на горячую линию. Анна беседовала с ней на протяжении получаса, обсудила с пожилой женщиной несколько вариантов возможных действий, чтобы облегчить сложившееся положение. В том числе предложила переселиться в дом-интернат. Так, по крайней мере, она будет точно ограждена от нападок великовозрастного недоросля.

Хоть реже, но агрессорами выступают и дочери. Как правило, такие женщины ведут асоциальный образ жизни, не брезгуют хмельным зельем. Они не трудоустроены и деньги на выпивку требуют у родителей. Как-то на свою дочь оператору линии пожаловалась сельчанка. Рассказала, что та вместе с сожителем ежемесячно забирают у нее пенсию, ни копейки не оставляют на лекарства. Всю жизнь женщина старалась воспитать из дочери приличного человека, но судьба сыграла с ней злую шутку.

Это всего лишь несколько историй, которые довелось услышать во время дежурства со специалистом горячей линии. А их сотни и даже тысячи. Каждый пострадавший надеется, что его обидчик рано или поздно одумается и в семье наступят мир и порядок. Увы, подобные хеппи-энды случаются довольно редко. Человек, поднявший руку однажды, как правило, остановиться уже не может… Поэтому делайте вывод, пока не поздно.

За годы существования сервиса за помощью обратились около 11 тысяч человек, из них 94 % — женщины, 6 % — мужчины.