Классный час

Непутевые детки

Костер разжечь не могут — привыкли к мангалу на даче. Зачем нужно водить детей в походы

Супруги Игорь Ушев и Елена Воробей водят детей в пешие походы без малого три десятка лет. Они работают педагогами в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи.
Свою молодость вспоминают с ностальгией. Называют 70-е годы прошлого столетия золотым временем. Тогда из-за многочисленных туристов с лыжами и огромными рюкзаками нельзя было влезть в пригородный автобус или электричку. После распада Советского Союза настал глухой период — не могли набрать детей для похода.
— И что мы заметили: пропало чувство коллективизма. Школьники перестали делиться. Если раньше ехали в электричке и кто-то проголодался, то, открыв рюкзак, доставал паек и делил его на всех членов группы. А сейчас подросток, сидя рядом с товарищами, может, отвернувшись в сторону, есть в одиночку дольками апельсин, — замечает Елена Воробей. — Признаться, первое время совершенно не знали, как реагировать на такое поведение.
Сами Игорь и Елена начали ходить в походы с 6-го класса. Супруги вспоминают: тогда туризмом увлекались все. За путешествия дети получали значки, например «Юный турист». Чтобы его вручили, нужно было пройти в общей сложности около 80 км. Потом нарабатывался стаж для присвоения звания «Турист СССР».
— И мы взрослели в этой атмо­сфере. Старались быть сильными, быстрыми и ловкими, — подчеркивает Елена.
Поход — это маленькая жизнь, а его участники — команда. В путешествии человек становится таким, какой он есть.
— Здесь сильная воспитательная составляющая, — считает Игорь Ушев. — В походе распределяются обязанности: есть фотограф, летописец, костровой, врач, ремонтник, зав­хоз… И каждый несет ответственность за часть коллективной жизни.
Несомненно, важна в путешествии и личность педагога. То, насколько он сможет заинтересовать ребят и повести их за собой.
— У нас с супругой общие интересы — увлекаемся историей Беларуси. Поэтому зачастую наши походы имеют крае­ведческий и этнографический характер. Посещаем языческие капища. В этом плане интересен Полоцкий район. Очищаем родники, — рассказывает Игорь Ушев.
Супруги вспоминают, как однажды, отправившись в поход со школьниками по полоцкой земле, поинтересовались у местного населения родниками. Необходимо было пополнить запасы воды. Правда, вместо кристально чистого ручья обнаружили болото, в котором еле сочилась вода.
— Мы стали с ребятами котелками вычерпывать грязь. На дне камнями действительно некогда был выложен родник. Решили натаскать булыжников, чтобы заново огородить источник. Дети кривились и жаловались, что тяжело. Сделав колодец, пошли кушать и гадали: когда же прибудет вода? К вечеру? А может, только к утру? — говорит с улыбкой Елена. — Пообедав, решили посмотреть, что с родником. Все с досадой ахнули: вода ушла совсем! Но когда подошли ближе, оказалось, она не исчезла, а была такой чистой и прозрачной, что ее сперва и не разглядели. Дети поняли, что работали не зря.
Прежде чем отправляться в путь на несколько дней, ребенка нужно подготовить, отмечают педагоги.
— Мы начинаем с однодневных выездов. Ребята учатся общаться, действовать в команде, отрабатывают походные навыки. Ведь не знают даже, какие дрова собирать для костра! А пока его разожгут, могут всю коробку спичек израсходовать. Привыкли к мангалам и готовым углям на даче, — констатирует Игорь. — Заметил, что девочки более выносливые. В наше время мальчишки от стыда сгорели бы, если снаряжение тащила девочка. А для нынешних подростков это нормально.

Читайте также:  Комплексный обед