Почему правоохранители ставят квартиры на профилактический учет, и что грозит их владельцам
Если в квартире неоднократно собираются шумные компании, она находится в антисанитарном состоянии и на хозяев больше двух раз жаловались соседи, жилище ставят на учет в милиции. И держат его на особом контроле: приходят без предупреждения, проверяют наличие посторонних людей и проводят профилактические беседы с хозяином. Вместе с участковым инспектором милиции отделения охраны правопорядка и профилактики городского отдела милиции № 3 Заводского РУВД Вадимом Коляго и его коллегой Сергеем Качаном мы решили наведаться в одну из таких квартир.
В Заводском районе на учете в милиции состоят 252 квартиры с репутацией притона. С начала года в администрацию района для начала административного процесса по ч. 1 ст. 21.16 КоАП Республики Беларусь «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» направлены 29 материалов.
С виду ничем не примечательный дом № 31 на улице Голодеда. Но когда поднимаешься на 4-й этаж и подходишь ближе к тамбуру, неприятный запах так и вырывается оттуда. Виной тому квартира 55-летнего Валерия, любящего собрать у себя компанию выпивох или за водку сдать комнату таким же товарищам. Жилище безработного, к тому же инвалида, числится на профилактическом учете уже 5 лет. Семьи и детей нет, женат не был. Родители давно умерли. Сестра живет отдельно.
Стучаться в двери долго не пришлось: та сразу отворилась, и на пороге появился худощавый хозяин с сигаретой. Как ни странно, мужчина был трезв и с удовольствием впустил к себе. Воздух затхлый, все пропитано табачным дымом. Состояние трехкомнатных хором — так называемый бабушкин ремонт: выцветшие обои, ковры на стенах, старая мебель, деревянный пол, видавший лучшие времена. Где зал, а где спальня — непонятно. Но вещи аккуратно сложены и видно, что недавно подметали.
— Как давно бросили пить? — поинтересовались у хозяина сотрудники правоохранительных органов.
— Уже полторы недели, — с гордостью ответил Валерий. — И дома один. Собутыльники забегали тоже недели полторы назад.
— А где друг ваш, Шунаев? — уточнил Вадим Коляго.
— Тоже пить бросил. Где прячется, не знаю. Боится ко мне идти. Знает, что вы наведаетесь, — пояснил хозяин квартиры.
Мужчина оказался не таким уж пропащим. Получая пенсию по инвалидности — 150 рублей, он тратит деньги не только на выпивку и еду, но и исправно оплачивает коммунальные услуги.
— Хорошо, хоть пить бросили, — похвалили Валерия сотрудники милиции.
— Надолго ли? — выразил сомнение в собственных силах хозяин и попросил правоохранителей, чтобы чаще положенного захаживали в гости.
Вадим Коляго отметил, что на подведомственном ему участке у этого жилища самая дурная репутация. Раньше такой была квартира в доме № 27 на улице Голодеда, где проживали супруги Кащенко. Обоим за 50. Муж с женой злоупотребляли спиртными напитками и не оплачивали коммунальные услуги. Соседи постоянно жаловались, что у них в квартире антисанитария и периодически собираются шумные компании.
— Два года назад впервые попал к ним домой. То, что увидел, повергло в шок, — вспоминает участковый. — Коридор заставлен бутылками, в комнате горят две свечки, а на столе бутылка шампанского, лимонад и 0,7 л вина. На кухне котлеты, которые жарили несколько недель назад: вонь невыносимая. Коммунальные услуги не оплачивали, воды и света не было. Воду брали иногда в колонке, которая установлена возле дома. На вопрос, почему не платите, отвечали: «А вам какая разница?»
Теперь «веселая» семейка там больше не живет. Новые владельцы погасили долги за коммунальные услуги и вплотную занялись ремонтом.
— Один-два раза в месяц проводятся рейды милиции совместно с работниками МЧС и ЖРЭО. За несоблюдение правил пользования жилым помещением владельцу придется заплатить штраф, — отметил Вадим Коляго. — Радует, что число таких неблагополучных квартир уменьшается. Сейчас на нашем участке всего лишь 4 квартиры с дурной репутацией.
*Имена и фамилии героев изменены