Точка зрения

Кина не будет

Почему в общественном транспорте считается в порядке вещей демонстрировать фильмы без учета возраста пассажиров

На днях с 11-летней дочкой на маршрутке возвращались из Могилева. Водитель решил развлечь народ просмотром фильма. Почему бы и нет? Если бы не одно «но». В картине присутствовали откровенные постельные сцены, приправленные «тонким» американским юмором. Не выдержала, подошла к водителю. «А ничего, что в салоне присутствуют дети?» — спросила его. Эффектный бритоголовый молодой человек завис на несколько секунд: видно, такого экстравагантного вопроса ему еще никто не задавал. А потом буркнул: «Ну я уже даже не знаю, что вам ставить…» Искренне посочувствовала парню: не повезло ему с пассажирами. Вернее, с одним. Тем не менее диск он поменял. Правда, очередная картина оказалась отнюдь не кинематографическим шедевром, плоских шуточек и там хватало. Хоть сомнительных эпизодов не было, и то хорошо.

Аналогичная история произошла несколько месяцев назад, только ехали мы тогда на поезде — в вагоне с сидячими местами. В тот раз нас решили попотчевать историческим фильмом. Хватило меня на полчаса. Убийства, кровавые подробности — куда же без них в сюжете о древних римлянах. Современные режиссеры считают, что все должно быть натуралис­тично.

— Вас не смущает, что в вагоне ребята 7, 5, 3 лет, а на экране сплошное насилие? — огорошила проводницу своим замечанием. Девушка невинно хлопнула ресницами, а потом поверг­ла уже в недоумение меня: «Ой, я еще не успела это кино посмотреть, не знала, о чем оно». Прекрасное оправдание, подумала я. Ведь она же не к себе домой пригласила друзей на рюмку чая, чтобы обсудить нашумевшую скандальную картину. Поезд — общественное место. Если в вагоне показывают видео, он превращается в своеобразный мини-киносалон, в котором должны действовать те же правила, что и в кинотеатре. Нужно понимать, кому и что ты демонстрируешь, и учитывать в том числе возраст зрителей. Тем более что на дисках всегда есть соответствующая маркировка: 6+, 12+, 16+, 18+. К сожалению, как показывает практика, работники транспорта на это особо не обращают внимания.

Что самое любопытное: ни в первом, ни во втором случае, кроме меня, никто не возмутился происходящим. Мы прекрасно знаем: товар с дефектом обязаны поменять, а за просроченный продукт вернуть деньги. И в таких случаях готовы отстаивать свои права потребителя. А вот требовать оказания качественных услуг, увы, еще стесняемся. Замечательно, что их перечень увеличивается, но все-таки хочется, чтобы и предоставляли их на должном уровне. Чтобы нас не угощали низкосортными комедиями и дурацкими боевиками без нашего на то согласия. Я уже не говорю о том, что чуть ли не каждый третий водитель маршрутки или такси считает своим долгом приобщить пассажиров к высокому поэтическому слогу тюремного шансона. После очередной такой поездки начинаешь думать, что в дорогу нужно брать с собой не только наушники, но и маску для сна. Раз уж не дают спокойно полюбоваться пейзажами за окном.