Октябрьский район

Всё путем!

Как готовят молодые кадры в Минском отделении Белорусской железной дороги

Отправляясь на поезде из Минска, мало кто задумывается об исправности больших и маленьких механизмов пассажирского состава, надежности железнодорожного полотна. Катятся колеса по рельсам, и ладно. Свой вклад в то, чтобы все работало без сучка и задоринки, вносит весь коллектив Минского отделения БЖД,  в частности Минской дистанции пути. Обслуживает предприятие четыре направления: Минск-Орша, Минск-Брест, Минск-Осиповичи и Минск-Молодечно. В его структуру входят 5 участков, 19 околотков, 69 путевых бригад, участки по ремонту искусственных сооружений, эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования и другие подраз­деления. В ведении путевых бригад 1 181 стрелочный перевод, 67 переездов и 16 глухих пересечений.

Отправная точка

Профессиональная подготовка специалистов железной дороги — процесс долгий и кропотливый.

— Все начинается с железнодорожного пути, — отмечает заместитель начальника Минской дистанции пути по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Сергей Гришель. — Труд путейцев не очень-то заметен, но на самом деле весьма ответственен. Ведь их задача — обеспечить безопасность и безаварийность движения, комфорт пассажиров и сохранность перевозимых грузов. Поэтому подготовке молодых кадров мы уделяем особое внимание.

Пополнение приходит каждый год. Например, в 2016-м в коллектив влились около 80 выпускников вузов и ссузов с железнодорожным образованием, в 2017-м еще 37. Нынче ожидают 50 молодых специалистов. Плюс около 30 человек ежегодно проходят здесь производственную практику.

— Традиционно трудовой стаж начинается у нас с рабочей должности, независимо от образования, — говорит собеседник. — В штате 19 мастеров, 5 начальников участка, главный инженер, руководитель Минской дистанции пути и три его заместителя. Каждый из них, в том числе и я, начинал с монтера пути. Продолжали бригадирами, дорожными мастерами, начальниками участков и поднимались выше по карьерной лестнице. За вновь пришедшими закрепляем самых опытных наставников. Они учат и опекают новичков на первом рабочем месте, прививают любовь к профессии.

По стопам предков

В сопровождении представителя предприятия выходим на железнодорожное полотно. Двигаясь вдоль многочисленных рельсов, по которым снуют составы, приходим на один из участков станции Минск-Сортировочный. Здесь трудится бригада монтеров пути под руководством Александра Федосюка. Среди них молодой рабочий Денис Кривчик.

— На железной дороге работали прапрадед, прадед, дедушка и отец, — объясняет выбор профессии молодой человек. — Я не мог прервать династию. Поступил в Белорусский государственный университет транспорта в Гомеле, но вскоре призвали на службу в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь. После армии в 2015 году устроился на Минскую дистанцию пути.

Ловко орудуя большим молотком, Денис забивает под рельсы что-то похожее на огромный гвоздь. А называется он, как оказалось, костылем, хотя ничего общего с традиционным ортопедическим инвентарем не имеет.

— Сначала укладывают шпалы, брусья, сверху специальные подкладки, потом уже рельсы, — поясняет Денис. — Костыли загоняют в шпалу или брус таким образом, чтобы шляпка держала рельсы.

Человеку несведущему может показаться, что данный участок пути будет служить всегда. Однако ничего вечного нет. В ходе эксплуатации, когда идут составы, маневровые поезда, от вибрации отдельные компоненты выходят из строя. Это нужно вовремя заметить и устранить.

— Налажены постоянный конт­ро­ль, наблюдение, — говорит рабочий. — Также есть специальные путевые шаблоны. Если выявляют отступления от них, то планируют перешивку путей. Тогда движение составов на определенное время прекращается. Мы делаем работу, а по ходу выявляем и другие не­исправности, которые оперативно устраняют. Зимой очищаем от снега и льда стрелочные переводы и пути, предназначенные для остановки и закрепления вагонов.

Читайте также:  Скрипичный ключик

На участке Минск-Сортировочный грузонапряжение в разы больше, чем на любой другой станции. Но несмотря на большую нагрузку и ответственность, работа Денису кажется интересной и весьма разнообразной. Сегодня смена рельсов, завтра шпал, послезавтра брусьев. Там планировка, здесь подъемка пути… День на день не похож.

— Что было самым трудным, когда пришли на дистанцию?

— Тот же костыль забить не так-то просто. Сразу ударишь сильно — кусок металла может отлететь в лицо. Поэтому вначале надо сделать несколько легких ударов и только потом забивать. Приноровился. Еще необходимо всегда быть очень внимательным и к себе, и к своим коллегам, следить, чтобы соблюдались техника

безопасности и нормы охраны труда. Это не то место, где можно расслабиться. Работай и посматривай вокруг, ведь движение железнодорожного транспорта по путям не прекращается.

Тяжело было и физически. Сильно уставал. Осваивался постепенно, помогали старшие коллеги.

Обучали бригадир Александр Федосюк, исполняющий в то время обязанности дорожного мастера Александр Терех и другие руководители. И конечно, в сложных ситуациях за советом Денис обращался к отцу и деду — потомственным железнодорожникам. Все это дало свои плоды. Уже через два месяца Денису Кривчику присвоили третий разряд монтера пути, а затем установили денежную надбавку за профессиональное мас­терство.

Факторы роста

— Когда приходят новички, каждого из них надо увидеть, почувствовать характер, рассмотреть способности, помочь адаптироваться, — говорит Сергей Гришель. — Поддерживаем выпускников учебных заведений и материально: по коллективному договору иногородним на период статуса молодого специалиста компенсируют затраты на наем жилья в размере 10 базовых величин ежемесячно.

Молодых в обязательном порядке привлекают к участию в общественной жизни предприя­тия, в частности к спортивным мероприятиям. Арендуют спорт­зал для занятий футболом, есть теннис, бильярд, можно получить бесплатный абонемент в бассейн.

— К нам едут из Гомеля, Бреста и других городов, потому что опыт, наработанный на Минской дистанции пути, больше нигде не приобретешь, — продолжает заместитель руководителя. — Тем, кто хочет у нас работать, но не имеет соответствующего образования, помогаем поступить в наш колледж, расположенный на улице Семашко в Минске. Можно учиться заочно и трудиться, а потом по желанию продолжить учебу в вузе. Никто на одном месте не засиживается. На резервные руководящие должности продвигаем своих сотрудников, которые прошли все ступени профмастерства, начиная от рабочих.

Этим летом монтер пути Денис Кривчик окончил четвертый курс Белорусского государственного университета транспорта. Планы на будущее уже есть:

— Получу специальность инженера-строителя путей и путевого сообщения. После окончания вуза хочу работать здесь и расти дальше, ведь у меня плюс к высшему образованию за плечами уже будет основательный практический опыт.

Средний возраст персонала Минской дистанции пути — 37 лет. Высшее образование имеют 86 человек, среднее специальное — 148, профессионально-техническое — 180.