Фрунзенский район

Удаленный доступ

Зачем налогоплательщикам электронные сервисы, и кому предназначены «Сказки о налогах»

О некоторых особенностях деятельности подведомственной службы рассказал начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Фрунзенскому району № 1 Василий Малашенка.

— Василий Иванович, какие изменения в работе налоговых органов происходят в последнее время?

— Одно из основных направлений — повышение налоговой грамотности населения, в том числе с использованием различных электронных сервисов. Среди самых распространенных — «Личный кабинет», созданный для разных категорий плательщиков. С его помощью можно направлять в налоговые органы запросы о разъяснении законодательства, заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов, получать выписки из лицевого счета, сведения о состоянии расчетов с бюджетом. Также есть возможность просматривать поданные налоговые декларации (расчеты), отправлять другие документы, которые необходимо предоставлять в соответствии с законодательством, в том числе при осуществлении административных процедур.

С помощью другого электронного ресурса — «Центра информирования плательщиков» — граж­дане оперативно получают информацию о предстоящих налоговых событиях и изменениях. Она рассылается в виде электронных сообщений.

Эффективно используют плательщики и систему электронного декларирования. Ее привлекательность не только в том, что можно в электронном виде составлять и направлять налоговые декларации, но и в возможности пользоваться различными сервисами без посещения налогового органа.

— Насколько популярна дистанционная форма обслуживания?

— Она востребована. Сего­дня услугами «Личного кабинета» пользуются около 2 700 организаций, более 3 420 индивидуальных предпринимателей, свыше 8 000 физических лиц.

— Как электронные системы помогают налоговым органам взаимодействовать с клиентами?

— Акцент в нашей работе в последнее время смещается с фиксации правонарушений и наказаний за них на предупреждение таких ситуаций. Примером подобного подхода может служить внедрение системы электронного администрирования, одна из основных целей которой — сокращение количества выездных проверок. С нашей стороны — удаленный контроль за исполнением обязательств без вмешательства в деятельность плательщиков, с их стороны — самостоятельная корректировка своих налоговых обязательств на основании уведомления инспекции без применения административной ответственности. Преимущество этой системы еще и в том, что в отличие от бумажных документов электронные не теряются. Работа портала устроена так, что информация хранится на протяжении длительного периода (минимум 5 лет после проверки).

Читайте также:  Для общей пользы

— И все же многие горожане предпочитают лично посещать налоговую инспекцию. Что делается для повышения качества обслуживания?

— За 5 месяцев 2018 года в налоговой инспекции побывали почти 27 800 плательщиков. Одно из направлений нашей деятельности — создание комфортных условий для них. Действует Центр обслуживания плательщиков (ЦОП), где установлен терминал электронной очереди. Администратор зала оказывает помощь каждому посетителю в выборе нужного специалиста, поясняет, если что-то непонятно. На стендах — необходимая информация. А для тех, кто пришел с детьми, организована небольшая детская зона, где ребята могут порисовать, поиграть, посмотреть телевизор, а также полистать или почитать сказки «Детям о налогах», изданные по инициативе Министерства по налогам и сборам.

Каждый посетитель имеет возможность оставить отзыв о работе инспектора, оценить качество предоставленных услуг на специальном терминале.

Для нас это важно, поскольку все взаимосвязано: внедрение новых форм обслуживания плательщиков способствует информированности населения, созданию благоприятных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств.

На 1 июля 2018 года в инспекции числились 37 455 плательщиков. Из них 4 210 юридических лиц, 9 911 индивидуальных предпринимателей, 23 334 физических лица. Ежегодно количество плательщиков растет. Только за последний месяц число физических лиц, состоящих на учете в инспекции, увеличилось на 1 259 человек. За 6 месяцев встали на учет 642 индивидуальных предпринимателя.