Факты. Анализ. Комментарии

Если бы деревья могли говорить

До сих пор не утихают дискуссии о том, кто покоится в урочище: расстрелянные сотрудниками НКВД осужденные, или казненные фашистами и их прислужниками граждане, или и те и другие…

Каждая сторона приводит аргументы в свою пользу, и это естественно: подобные события, происходившие в обстановке строгой секретности много десятилетий назад, редко имеют однозначную трактовку в истории. Но одно дело, когда это просто дискуссия и аргументированный спор среди историков и общественности. Примечательно другое: на этой волне началась очередная волна акций тех, кто в очередной раз не постеснялся использовать в качестве пиар-трибуны место всеобщей памяти и скорби. Что же происходит в Куропатах? Своим мнением поделился доктор исторических наук, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Марзалюк.

Наша общая боль

Куропаты давно стали местом людской скорби и памяти. Параллельно с этой аксиомой распространяется ряд мифов, которые ничего общего с реальными историческими событиями не имеют. Например, якобы это место геноцида белорусского народа. Абсолютный вымысел: там расстреливали как врагов народа не только этнических белорусов, но и этнических русских, поляков, евреев и других. Были среди них и партийные работники, и командиры Красной армии. Это общая боль народов бывшего СССР, и она не делится на красных, бело-красно-белых или каких-либо еще цветных. В Куропатах покоится много ярких представителей и еврейской интеллигенции.

К слову, Минск до 1937 года воспринимался не только как столица БССР. В 1920-х и первой половине 1930-х Беларусь имела уникальную структуру. Я не знаю ни одной советской республики, где надписи делались бы на четырех языках: русском, белорусском, польском и идиш. Все, кто хотел, развивали свою культуру. В связи с этим еще раз подчеркиваю: в Куропатах лежат люди разных национальностей и разных социальных групп. И называть происходившие там события геноцидом лживо и некорректно.

Кто есть кто

Еще один миф: во всем виноваты восточные соседи, с которыми Беларусь воюет чуть ли не с эпохи палеолита. В связи с этим вся история республики представляется как борьба свободного западноевропейского народа с перманентным восточным агрессором. События трехсотлетней давности криво проецируются на со­временность, а «враг» наделяется какими-то странными свойствами… Самое страшное, что на этом фоне пытаются представить так называемых коллаборационистов чуть ли не друзьями и спасителями народа. Но посмотрите: эти пикетчики не сосредотачивают свое внимание на жертвах нацизма. И понятно почему. Потому что для радикальных активистов героями Великой Отечественной являются всякие витушки, кушели и островские — те, кто во время оккупации приносил присягу Гитлеру. И, кстати, присягой не ограничивалось: есть документы, которые свидетельствуют, например, об участии так называемого свядомага белорусского 13-го батальона вспомогательной полиции СД в охране концлагеря в деревне Колдычево. Это символ преступлений белорусских националистов, которые носили эсэсовскую форму.

В главных ролях

Теперь непосредственно о том, что и кто накаляет обстановку в Куропатах в последнее время. Как возник конфликт? Раньше охранная зона Куропат была значительно большей — около 200 м. Это была временная зона, и при этом печально известный новый ресторан стоит от Куропат примерно в 100 м. Но позже определили другую охранную зону, около 50 м. В связи с этим «активисты» подчеркивают, что соответствующий документ об этом подписан замминистра культуры, но при чем тут она? Охранной зоной непосредственно занимались специалисты и эксперты — вот с них надо и спрашивать. И если историческая справка по первой охранной зоне составлена добротно и профессионально, то вторая справка не выдерживает никакой критики. Составлял ее один индивидуальный предприниматель, архитектор по образованию. Его и наняли, чтобы разработать документацию. Он, поверьте, все прекрасно знает об истории Куропат, но почему-то никто не идет пикетировать его офис, не странно ли? Но он не государственный чиновник, и так называемые «активисты»-пикетчики не имеют никакого права спекулятивным методом обвинять государство в том, что ему якобы безразлична судьба Куропат! Государство, кстати, вместе с общественностью занимается организацией и обустройством мемориала в памятном месте, а чем занимаются недовольные «активисты»? Видимо, монтажом следующих серий для своих идейных и финансовых покровителей.

Читайте также:  Словом и делом

Кому это надо

Некоторые, так сказать, активисты-радикалы пытаются выжать из ситуации максимум: им нужен скандал. Цель очевидна: показать, что власть чуть ли не ненавидит своих граждан, не чтит память репрессий. Ради этого провоцируются конфликты. Пикетчикам очень хочется, чтобы милиция разогнала их дубинками, затолкала в автозаки и все это транслировалось на весь мир. Кто-то хочет, чтобы Беларусь предстала перед мировым сообществом дикой и пещерной страной, забывшей свою историю. Разжечь конфликт и завести в тупик людей — вот их кредо. И это люди, которые, как они считают, занадта свядомыя? Старый избитый ход, который с каждым разом все менее и менее эффективен: мировая общественность сегодня имеет массу возможностей убедиться в обратном.

С главными действующими лицами куропатских «спектаклей» разобрались, но хотелось бы подвести некоторый итог по главной теме. Повторюсь: когда мы думаем о Куропатах, то помним, что там покоятся и христиане, и иудеи, и коммунисты, и простые беспартийные люди. Поэтому было бы, на мой взгляд, уместно учесть это в проекте мемориала в урочище, отобразив на памятнике символы разных религий и народов.

Мы помним

Городская акция по благоустройству мест воинских захоронений Минска «Мы памятаем…» стартует в столице 28 июля

Об этом сообщили в Минской городской организации БРСМ. В авангарде работ окажутся бойцы студенческих отрядов столицы. Уже в 10:30 они будут заняты благоустройством захоронения советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, на Кальварийском кладбище. В 12:30 трудовой десант займется наведением порядка на курганном памятнике раннего феодализма X-XII веков в Сухарево. И это только первые объекты в череде многих.

— Акция «Мы памятаем…» предусматривает благоустройство и восстановление мемориалов и памятников воинской славы, одиночных и братских могил воинов, погибших в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, воинских кладбищ, отдельных воинских участков общих кладбищ, а также мест массового захоронения гражданского населения, — отметили в БРСМ. — Мероприятия будут проведены в целях подготовки к празднованию 75-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Подобные мероприятия являются важным направлением деятельности БРСМ по воспитанию патриотизма и формированию уважительного отношения к событиям истории государства.