Социум

Тихие кассы

Одна из торговых сетей доказала, что кассирами могут работать слабослышащие и глухие люди. Почему возникла такая идея, и сколько минчан с инвалидностью уже смогли трудоустроиться

Без лишних слов

Социальный проект «Тихая касса» стартовал в одной из торговых сетей в марте прошлого года. Его суть — в обучении и трудоустройстве в качестве кассиров людей с инвалидностью по слуху. Смелый эксперимент увенчался успехом. Сегодня уже в 10 магазинах столицы успешно работают 24 глухих и слабослышащих специалиста.

Заместитель директора по персоналу управляющей компании ООО «Либретик­Групп» Татьяна Полянская рассказала, что включить в штат особых сотрудников подтолкнули результаты исследований потребительских предпочтений. Выяснилось, что только 50 % клиентов хотят, чтобы кассиры с ними разговаривали. Поэтому новому социальному проекту удалось удовлетворить обоюдную заинтересованность. Люди с ограничениями по слуху получили ранее недоступные для них рабочие места, а покупатели — возможность обслуживаться у того, кто молчит.

Первых 7 специалистов тихих касс набрали из числа слабослышащих ребят — выпускников Минского государственного колледжа электроники по специальности «оператор ЭВМ». Они прошли двухнедельные обучающие курсы, после чего приступили к работе.

— Учились не только сами ребята, к приходу новых сотрудников готовились всем коллективом. Вырабатывали правила общения, взаимодействия, создали дополнительные инструментарии. Например, если обычному кассиру нужна помощь охранника, он его просто позовет и объяснит суть вопроса. Особенному специалисту такой сценарий не подходит. Решаем вопрос с помощью переписки в Viber, кроме того, сотрудники освоили основные символы языка жестов, — рассказывает Татьяна Полянская.

Дополнительные нововведения понадобились и для организации взаимо­действия с покупателями. На рабочих местах кассиров с инвалидностью установили специальные указатели яркого цвета с надписью: «Тихая касса. Вас обслуживает кассир с ограничениями по слуху». Кроме того, изготовили таблички, которыми работник может пользоваться при общении с покупателями. На них напечатаны стандартные вопросы: «Нужен ли вам пакет?», «Посмотрите мелочь для удобства расчета» и другие.

Никаких поблажек работникам с ограничениями по слуху не делают, спрашивают со всех одинаково. На общих основаниях начисляется и заработная плата.

На своем месте

На данный момент профессиональную подготовку прошли уже 3 группы людей с ограничениями по слуху, идет набор в 4-ю. Конечно, не все получается так гладко, как хотелось бы, не скрывают в компании. Часть прослушавших обучающий курс ребят по разным причинам не смогли прижиться на тихих кассах. Кто-то оказался не готов к большому потоку слышащих клиентов, которых нужно обслуживать. У кого-то не получилось быстро работать с деньгами.

Пришлось столкнуться и с такой проблемой, как упорное нежелание родителей отпустить уже взрослых дочерей и сыновей трудиться на общих основаниях. Привыкнув оберегать особенного ребенка от забот, они старались забрать его из проекта. И некоторым это удалось.

Однако для большинства участников опыт трудоустройства оказался удачным. Сегодня на тихих кассах покупателей обслуживают как парни, так и девушки. В основном молодежь, но есть и люди среднего возраста. Для одних это первое рабочее место, другие уже пробовали реализовать себя. Причем, к сожалению, не всегда успешно. К примеру, один из парней работал в другой торговой сети комплектовщиком, но ему не продлили контракт именно по причине проблем с коммуникацией.

Мастер профессии

Алина Мурончик — одна из старожилов проекта, пришла в составе первой группы. По словам девушки, способность слышать она частично утратила в двухлетнем возрасте, родители связывают это с осложнениями после прививки. Училась в школе-интернате для детей с нарушением слуха. Окончила Минский государственный колледж электроники по специальностям «оператор ЭВМ» и «техник-программист».

Попробовать себя в качестве кассира решила без колебаний, признается она. Всегда хотела работать, жить за счет родителей и на пособие по инвалидности ее не устраивало.

— Родители меня поддержали. Они всегда говорят, что, несмотря на проблемы со слухом, я должна жить полной жизнью. И я стараюсь, — говорит Алина.

Общительная девушка на рабочем месте освоилась довольно быстро. Она отмечает, что табличка «Тихая касса» оказывает на большинство покупателей положительное влияние. Они становятся внимательнее, добрее, даже пытаются помочь переложить товар, хотя проблемы у нее со слухом, а не с руками. Есть клиенты, которые принципиально обслуживаются только в тихой кассе, тем самым выражая Алине поддержку. Иногда даже оставляют в подарок что-нибудь из купленных сладостей.

Правда, бывает, что погруженный в свои мысли покупатель не замечает предупреждающей таблички и не принимает во внимание имеющиеся у кассира физические ограничения. Возникают претензии: почему не отвечаешь, я же с тобой разговариваю. В таких случаях на помощь приходят работающие рядом слышащие кассиры, они разъясняют ситуацию.

— Благодаря слуховому аппарату я слышу, так что мне проще, чем полностью глухим. Проблема возникает, только если клиент говорит слишком быстро и невнятно. Но еще не было такого, чтобы не приняли во внимание мою просьбу говорить помедленнее, — делится Алина.

К сожалению, некоторым ее коллегам приходилось сталкиваться с тем, что факт обслуживания слабослышащим кассиром вызывал у клиентов негативную реакцию, не без горечи вспоминает девушка. Они заявляли, что люди с инвалидностью здесь работать не должны. Это говорит о том, что стереотипы все еще дают о себе знать и подобные проекты  — возможность с ними бороться.

Сотрудники тихих касс на своем примере доказали: проблемы со слухом качественной работе не помеха. К примеру, по итогам прошлого года Алина Мурончик стала победителем корпоративного конкурса «Мастер профессии». Достойные результаты демонстрируют и другие ребята. Они держатся за свое рабочее место, мотивированы к профессиональному росту. И это делает их ценными сотрудниками.

Алина Мурончик участвовала в группе поддержки девушки, представлявшей торговую сеть на конкурсе «Мисс торговля — 2017». Она дублировала исполняемую ею на сцене песню на языке жестов.