Эврика

Одной левой

Зачем левшам раньше зашивали карманы, почему их нельзя переучивать в школе и какими заболеваниями они страдают чаще правшей, рассказал профессор, доктор медицинских наук и академик Национальной академии наук Беларуси нейрофизиолог Владимир Кульчицкий

Владимир Кульчицкий
Владимир Кульчицкий

— Владимир Адамович, чем же все-таки различается работа мозга у левшей и правшей?

— Раньше считалось, что у правшей за работу ведущей руки отвечает левое полушарие мозга, в то время как у левшей — правое. Однако эта теория была скорректирована. После некоторых исследований выяснилось: в состоянии спокойного бодрствования при движении ведущей рукой у правшей активизируется локальный участок левого полушария, а у левшей — оба полушария одновременно. Причем ученые выдвигают тео­рию о том, что у первых головной мозг работает синхронно: каждое полушарие как бы тормозит деятельность другого, тогда как у вторых, наоборот, активизирует, налаживая новые нейронные связи. Они позволяют человеку мыслить не просто логично и однообразно, а придумывать оригинальные, творческие решения казалось бы обычных проблем. Так можно объяснить появление большого количества талантливых музыкантов, поэтов, художников среди меньшинства — леворуких. Хотя и среди праворуких гениев достаточно.

— Почему ребенок рождается левшой?

— Полагают, что помимо множества фенотипических причин (переучивание, подражание леворуким родителям, травмы левого полушария, аномалии развития тела и конечностей) существенную роль играет наследственный фактор. Левша в 10-12 раз чаще рождается у пар, где хотя бы у одного ведущей рукой является левая. К сожалению, до сих пор точно не установлены гены, отвечающие за право- и леворукость.

— Есть мнение, что левши куда больше подвержены появлению нервных и психических заболеваний, например эпилепсии…

— Действительно, по статистике, значительный процент нервных и психических заболеваний развивается именно у левшей. Как я уже говорил, у них нервные клетки полушарий активизируют друг друга. Так, появившийся патологический очаг в одном участке будет нарушать работу всего мозга, что и приведет к прогрессированию заболевания, в частности к эпилепсии. Однако у данного свойства есть и положительная сторона. В случае травмы пластичность головного мозга левшей позволит восстановить утраченные функции быстрее.

Известные левши:

Александр Македонский, Жанна д’Арк, Наполеон Бонапарт, Билл Клинтон, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Том Круз, Анджелина Джоли, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Прокофьев, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл.

— Слышала, раньше леворукие сталкивались с дискриминацией как в обществе, так и в профессиональной среде. Например, в США в 1980 году уволили полицейского, который отказывался носить кобуру справа…

— Еще 20 лет назад всех левшей активно переучивали. Даже Чарли Чаплин, виртуозно играя на скрипке левой рукой, писал правой. Тем, у кого замечали доминирование левой руки над правой (это можно было определить в 4-6 месяцев), туго пеленали ведущую руку. Чтобы ребенок привыкал вытирать нос и рот правой рукой, карманы с левой стороны зашивали, а платок клали справа. В школе могли завязывать одну из верхних конечностей за спиной, надевать на нее варежку. В средние века левши подвергались совсем уж страшным гонениям: их казнили, считали дьявольским отродьем.

Хорошо, что были официально приняты документы в защиту леворукого письма. Установленный факт, что переучивание левшей приводит к неврозам: может спровоцировать заикание, раздражительность, нарушение сна, страхи, головные боли, энурез.

— С чем это связано?

— Думаю, с особенностями нервной системы и характера. Мягкий, податливый человек легко переучится. А вот бойкий холерик может испытать трудности, особенно если его во время этого процесса постоянно унижали, пытались сломать волю. Я в прошлом тоже левша. В детстве меня переучила мама. До сих пор пишу правой рукой, но тубус микроскопа, например, держу левой и смотрю в него левым глазом.

— Расскажите о феномене амбидекстров — тех, у кого в одинаковой степени развиты функции обеих рук.

— Такие люди обладают безусловными преимуществами по сравнению с обыкновенными левшами и правшами, так как одинаково хорошо владеют двумя руками, которые способны функционально замещать друг друга. В ходе тренировки неведущей конечности в головном мозге формируются новые нейронные сети, связывающие различные участки коры для выполнения сложных команд. Таким образом воображение становится более развитым, так как мозг получает новые возможности для решения поставленных задач.

— Современный мир до сих пор подстроен под правшей: коробка передач в автомобиле, турникеты в метро и даже точилка для карандашей и ножницы. Как живется в нем левшам?

— Человек способен адаптироваться к самым разным условиям, и «правосторонний» мир не исключение. Левши превосходно приспосабливаются к окружающей обстановке, пусть и с некоторым неудобством. Тем не менее с каждым годом появляется всё больше специальных инструментов для левшей (канцелярские товары, кухонные принадлежности), однако они не всегда доступны широким массам.

Факты

Только около 1 % людей одинаково свободно владеют обеими руками. Когда младенца кладут на живот, правши поворачивают голову направо, левши, как правило, налево или не отдают предпочтения ни одной стороне.

Связи между правой и левой сторонами мозга быстрее у левшей. Это означает, что у них информация передается быстрее, что делает таких людей более эффективными работниками.

___________________________________________________

Любовь Радненок, заместитель директора по учебной работе гимназии № 29:

— Я бы не сказала, что количество деток-левшей увеличилось. Скорее, их особенность учителя стали принимать как данность, уделяя в процессе занятий таким малышам больше внимания. Сегодня никто не требует переучивать ребят писать исключительно правой, как это было раньше. Иногда в одном классе занимаются и 7 левшей.

Главное — родителям не стоит скрывать информацию о каких-либо особенностях ребенка. Учитель все равно заметит. Может, чуть поз­же. Но драгоценное время будет упущено. В сентябре у первоклассников по три урока, идет введение в школьную жизнь, но также с ними проводятся дополнительные стимулирующие занятия. Они будут полезны и детям-левшам. Такой ученик может медленнее читать и писать. Педагог поддержит его.

Если в классе есть левши, рекомендую устраивать тематический классный час. Рассказывать ребятам, что все разные, но каждый может быть успешным. Ведь дети порой прямолинейны, не всегда толерантны к однокласснику, который чем-то отличается.

Есть и другие проблемы, с которыми могут столкнуться школьники, использующие для письма левую руку. Свет на рабочую зону у них должен падать с правой стороны, тогда как большинство кабинетов располагаются таким образом, что окна находятся слева. Поэтому  в классе должно быть хорошее искусственное освещение.

Сегодня в Минске можно при­обрести канцелярские принадлежности, специально созданные для леворуких деток: ручки с углуб­лениями на корпусе для правильного расположения пальцев или ножницы с перевернутыми лезвиями. Благодаря им ребенок легко режет бумагу именно левой рукой, при этом линия разреза не закрывается.

У левшей хуже развито пространственное представление. Они, к примеру, не сразу могут сообразить, слева или справа прилетел самолет. Поэтому каждое задание нужно сопровождать картинкой: начертить схему на доске или показать с помощью электронных средств. Впрочем, зачастую такая проблема существует сегодня и у правшей. Так что наглядность необходима в любом случае.

Понаблюдайте за своими малышами. Как правило, до 5 лет ребенок может брать предметы с одинаковой частотой любой рукой. Но какой ему удобнее? Какой рисует мелками, какой берет ложку? Если левая окажется более ловкой и сильной, переучивать не стоит.