Заглянем в святцы

Манефа Гомельская

Чтим преподобную 11 августа

Схимонахиню Манефу (1918-1984) включили в отечественные святцы в 2007-м. Годом раньше состоялось обретение мощей. Помимо тягот, выпавших на долю ее поколения, — гражданская и Отечественная войны, разруха, преследования за веру — Манефа несла и собственный крест. Инвалидность из-за детского церебрального паралича. Никогда не могла ходить. Но, как сказал Гос­подь, «сила Моя совершается в немощи».

В схиму ее постриг последний оптинский старец Макарий. Служила в женском монастыре в Чёнках, а когда обитель закрыли, в миру. Нескончаемая доброта схимницы притягивала страж­дущих, причем не только мирян, но и священников. Преподобная видела, кто с какими помыслами идет к ней. Могла предсказать будущее. По ее молитвам происходили исцеления. Оставалась искренней бессребреницей. С благодарностью принимая то, что ей настойчиво давали паломники, кормила неимущих и приходивших издалека. Хотя у самой из пропитания порой был только кипяток.

_________________________________________

Креста ради

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня — 14 августа

Накануне на всенощной из алтаря вынесут крест (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и положат на аналой в центре храма. Прозвучит тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», все станут на колени.

Праздник пришел из Византии, а поводом послужили августовская жара и отсутствие антисептики. Цитируем греческий часослов: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (Софийский собор). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы творя литии по всему городу и предлагали его потом народу для поклонения».

В IX столетии обычай закрепился как праздник. Переняли его и другие церкви, русская — в конце XIV века.

После литургии освящают малым чином воду, а также благословляют мед нового урожая. Отсюда и народное название праздника — медовый Спас.

_________________________________________

Успенский пост

Начинается 14 августа

Посвящен Богородице и продлится до дня Ее Успения, 28 августа. Пост такой же строгий, как и Великий. Рыба по монас­тырскому уставу (устав для мирян пока не принят) разрешена только на Преображение Гос­под­не — 19 августа.

Первоначально была распространена традиция: те, кто по каким-либо причинам не соблюдал Великий пост, постились по окончании праздников пасхального цикла: с понедельника, следующего за Троицкой седмицей, до Успения, или Богородичной Пасхи. На рубеже X-XI веков период воздержания был сокращен до праздника апос­толов Петра и Павла, 12 июля. А двухнедельный пост перед Успением установлен на Константинопольском соборе 1166 года.

Успенский пост называют также Спасовкой, поскольку он помимо Богородичного объ­еди­няет три праздника, посвященных Спасителю: 14 августа — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня; 19 августа — Преображение Господне; 29 авгус­та — в честь Нерукотворного образа ­Иисуса Христа.

_________________________________________

Василий Блаженный

Вспоминаем 15 августа

Добровольно стать нищим, бездомным, сумасшедшим — зачем?! Христа ради. Юродство считается самым трудным и исключительно православным видом подвижничества. Василий отважился на него в 16 лет. Поступки его вызывали недоумение. Вдруг опрокинет лоток с калачами, а то перевернет кувшин с квасом. Оказывалось: калачи испечены с примесью извести, а квас прокис. Торговцы били дурачка, а он благодарил Господа. Всю жизнь выводил на чистую воду лжецов и лицемеров и был едва ли не единственным человеком, которого боялся царь Иван Грозный. Чтил Василия «как провидца сердец и мыслей».

Скончался святой 88-летним в 1552 году. Хоронила его вся Москва. Гроб несли сам государь и бояре. У могилы Василия на Рву происходили чудеса и исцеления. Построенный там Покровский собор больше известен как храм Василия Блаженного.