Музыка

Органично вписалась

Орган считается самым большим музыкальным инструментом. Но порой играют на нем такие миловидные молодые женщины, как лауреат международных и республиканских конкурсов Екатерина Николаева

Сегодня никто в дружной семье Николаевых не представляет Екатерину вне музыки. В детстве она очень удивила родителей: в Новодворскую сельскую школу с эстетическим уклоном девочка пошла в 5 лет — она умела читать и писать, дома ей не сиделось.

— В школе захотела посещать кружок фортепиано, — вспоминает Екатерина. — Но из-за маленькой руки преподаватель посоветовала прийти попозже. Я выждала 2 года и поставила родителей перед фактом: нужно пианино. Мне его купили. А со временем учительница обратила внимание на мои способности.

В 12 лет Катя поступила в 6-й класс Гимназии-колледжа искусств имени И. О. Ахремчика. Девочку приняли, но она заметно отставала от сверстников, которые с 1-го класса занимались специальной подготовкой. За 2 года трудолюбивая и упорная Катя догнала одноклассников, а в 14 лет стала лауреатом республиканского конкурса современной музыки «Новые звуки мира».

В Белорусскую государственную академию музыки Екатерину Николаеву зачислили без экзаменов.

— Во время учебы в гимназии-колледже у меня появился кумир — народный артист Беларуси Игорь Оловников, — рассказывает Екатерина. — Посещала его концерты, завесила комнату афишами его выступлений. Он не только замечательный пианист, но и органист, мечтала следовать его примеру. По фортепиано поступила в его класс. Но с 2-го курса после общего ознакомительного факультатива по органу решила специализироваться на этом инструменте. В то время в академии орган преподавал доцент Владимир Невдах. Мне очень повезло с наставниками.

Через год Екатерина вместе с Владимиром Васильевичем поехали в Москву на Международный музыкальный фестиваль, посвященный 70-летию со дня рождения Олега Янченко. В 2009-м на Международном конкурсе органистов в Санкт-Петербурге Екатерина Николаева заняла 3-е место.

Читайте также:  «Песняр. Сердцем и думами»

— Орган — непростой инструмент, — делится Екатерина. — Самое сложное в нем — совместить действия ног и рук на нескольких клавиатурах. Считается, если трудно дается езда на велосипеде, то орган не осилишь. Лично мне нравится выполнять сразу несколько задач и добиваться виртуозности. Привлекает органный репертуар. В большинстве эти произведения мало известны слушателям, хотя мате­риал для данного инструмента богатейший. Особенно близка мне французская романтическая органная музыка, творчество таких композиторов, как Луи Вьерн и Шарль-Мари Видор.

Программы выступлений Екатерина составляет с учетом разных залов, инструментов и публики. В Минске лучший орган, по ее мнению, в кафедральном соборе. Основная аудитория там — прихожане. В Красном костеле электронный инструмент, на концертах много туристов. Филармонию зачастую посещают профессиональные музыканты, знатоки органа.

— Одно из заветных желаний — сыграть на органе Берлинского кафедрального собора, — признается Екатерина Николаева. — Была там на экскурсии, впечатлили размеры инструмента и акустика. Хотела бы выступить в соборе Парижской Богоматери. Его нынешний титулярный органист Оливье Латри — один из тех современников, чье мастерство восхищает.

До рождения дочери Александры Екатерина Николаева преподавала в Минском государственном колледже искусств. Сейчас приступает к работе концертмейстера в БГАМ. Выступала, даже находясь в декретном отпуске.

— Рада, что люди приходят на мои концерты, что им нужно искусство, — отмечает Екатерина. — Оставаясь один на один с музыкой, человек хоть ненадолго отрешается от суеты, погружается внутрь себя, размышляет о вечных ценностях. Для меня музыка больше чем профессия. Она как воздух, без которого невозможно дышать.