Театр

До роли знакомая

Актриса Театра студии-киноактера Лариса Маршалова накануне юбилея рассказала о своем медицинском прошлом, пророчестве Маргариты Касымовой и продюсерском кино

Было бы желание

— Актрисой ты еще стать успеешь! А госэкзамен по хирургии пропустить мы тебе не позволим, — сказала мама и протянула дочери увесистый учебник. Он полетел в самый дальний угол комнаты, как только оказался в руках Ларисы.

— Мама, это моя мечта! Я должна ехать в Москву, хочу быть актрисой. Несправедливо-то как, — не могла смириться девушка.

В тот год курс набирал Анатолий Ромашин. Как же могло случиться такое обидное совпадение: в один день экзамен в медицинском училище и третий тур отбора во ВГИК?

Сегодня реальность такова: Лариса Маршалова — ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера, много снимается в кино. А мама — самый преданный поклонник ее творчества. И всё потому, что Лариса не отказалась от своей мечты. Правда, пришлось отложить ее исполнение на несколько лет. Она окончила мед­училище, устроилась работать по специальности в травматолого-ортопедическое отделение 6-й городской клинической больницы и даже неожиданно для себя полюбила профессию медсестры.

— Я задержалась в больнице почти на семь лет. В училище мы тренировались на муляжах, но работа с людьми оказалась намного интереснее. Научилась всему, ведь часто приходилось оказывать экстренную медицинскую помощь, находиться в операционной. Эти знания и опыт пригодились и в повседневной жизни: могу поставить капельницу, сделать укол, измерить давление, — рассказывает Лариса. — А скольких медицинских работников я сыграла в кино!

Организованность, дисциплинированность, умение много и напряженно трудиться, действовать быстро в неординарной ситуации — те качества, которые появились во многом благодаря ее сестринскому прошлому.

Будучи студенткой академии искусств, Лариса умудрялась совме­щать учебу с дежурствами в больнице. Сейчас она точно знает, что общего между профессиями медика и актера: они изо дня в день разгадывают такую тайну, как человек.

Чуть позже начала работать на сцене одного из столичных театров. Разрываться между двумя призваниями стало сложно. Лариса ушла из больницы.

Она окончила театральное отделение БГАИ по специальности «актер театра кукол». Курс вел Алексей Лелявский, драматическое мастерство преподавали Владимир Мищанчук и Андрей Андросик.

— У кукольника гораздо больше возможностей: кроме владения куклой ему подвластно и драматическое мастерство. Вспомните актера Зиновия Гердта, он был кукольником. И у меня получилось! Помню, еще на втором курсе режиссер Маргарита Касымова пригласила меня в свою картину «Зорка Венера» со словами: «Девочка моя, запомни, ты будешь сниматься в кино. И запомни, что я сказала тебе это первая». И вскоре меня действительно начали приглашать играть в фильмах, появились роли в сериалах «Закон», «Каменская», «Воскресенье в женской бане»… Первое время приходилось скрывать от педагогов участие в съемках. Это не приветствовалось в академии, поскольку отвлекало от учебы, — признается Лариса.

Это мой театр

Она влюбилась в Театр студию-киноактера еще в юношеские годы. После просмотра спектакля «Миленький ты мой!» желание играть только на этой сцене не покидало ее. По окончании академии искусств, зная, что вакантных мест нет, Лариса пришла к Александру Ефремову и как на духу призналась, что хочет работать у них.

Был испытательный срок, первые маленькие роли в постановках. Лариса даже в шутку называла себя заслуженной горничной театра. А кто сказал, что все роли должны быть главными?

— Помню свою первую и сразу ведущую роль Лизы в спектакле «Остров нашей любви и надежды» режиссеров Александра Беспалого и Владимира Грицевского. Для меня, актрисы без опыта, это был такой стресс! Актеры на сцене словно играют в пинг-понг, бросая реплику за репликой. Очень волновалась. Когда закончился первый акт и погас свет, с ужасом поняла, что не знаю, где выход. Начала шарить руками в темноте и так здорово налетела лбом на декорации, что аж искры из глаз посыпались, — с улыбкой вспоминает Лариса Маршалова.

Сегодня она играет в спектаклях «Анна Снегина», «Безымянная звезда», «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты», «Механический человек», «№ 13» и в других, что говорит о расцвете ее таланта.

— Я принадлежу к той категории актеров, которые очень бережно относятся к режиссерскому видению материала, его задумке. Для меня работа актера и режиссера — совместный труд. И если последний поставил передо мной задачу, я не позволяю себе ее менять и стараюсь сохранить, — заверяет актриса.

При всем уважении к другим театрам Театр-студию киноактера она считает уникальным, особенным. Одухотворенным! Здесь ей помогли выстоять, поддержали, когда в семью пришла беда.

 — Мне казалось, я не справлюсь. И в тот момент Александр Васильевич Ефремов сделал для меня больше, чем родной отец. Я ему безмерно благодарна! — не скрывает актриса. — Коллеги были рядом и не позволили упасть духом. В нашем коллективе люди разные, у каждого свои достоинства и недостатки, свой характер. Но нет среди нас равнодушных. Знаю точно: судьба посылает испытания, чтобы проверить на прочность. Мы должны остановиться, оглянуться и задуматься. Нужно приложить колоссальные усилия, чтобы идти дальше и не потерять любовь к жизни.

Рядом с мэтрами

— Я счастливый человек. Мне повезло, что тружусь на одной сцене с такими именитыми актерами, с такими мастерами. У меня есть замечательная возможность многому у них научиться, — убеждена Лариса Маршалова.

Владимир Гостюхин предложил ей роль в спектакле «Анна Снегина». Лариса до сих пор не может забыть того волнения, которое ее охватило во время репетиции.

— У меня был зажим. Тряслись руки, ноги. Мало того что сам Гостюхин, так еще и постановка необычная — музыкально-поэтическая композиция по мотивам одноименной поэмы Сергея Есенина, — делится актриса. — А Владимир Васильевич не просто читает лирические строки, он ими живет. У него свой ритм, свое чтение. И мне нужно было стать созвучной с ним, чего никак не получалось достичь. Он заставил меня попрыгать! (Это один из способов снятия зажима. — Прим. авт.) Другой бы и возиться не стал, а он как старший наставник и большой артист помог мне. Я наблюдала, как он подробно разбирает образ, характер, привычки героя, тщательно заучивает текст, настолько, что может им варьировать. Это и есть кропотливый труд актера над ролью. Когда снималась у Борщевского в небольшом эпизоде в картине «Тяжелый песок» с Виторганом, наблюдала за Эммануилом Гедеоновичем: на площадке он был собран, сидел в стороне, погрузившись в материал. Не тратил силы зря. В итоге роль получалась объемной, интересной, запоминающейся. Я вижу это и у Владимира Андреевича Мищанчука, и у Владимира Васильевича Гостюхина. Вот уровень, на который хочется равняться.

В угоду времени

— Нет предела совершенству в актерской профессии. Все время нужно учиться, постигать технические моменты и творческие. Задавать себе вопрос: что нового я нашла и что еще могу найти? У каждого артиста своя техника, свои переживания, опыт, боль и эмоции, которые они привносят в роль. И я не исключение, — уверяет артистка.

В спектакле «Безымянная звезда» Лариса играет мадемуазель Куку.

— До последнего думала, что не потяну. Очень много работала над собой, искала образ. В итоге это одна из любимейших ролей. Она помогла открыть в себе новые возможности и грани. Дорогого стоит оказанное режиссерское доверие, во мне увидели то, чего я о себе не знала, — говорит актриса. — У меня нет стремления сыграть какую-то определенную роль. Очень довольна тем, что имею. Возможно, хотелось бы попробовать себя на сцене в комическом амплуа и почаще играть в родных белорусских фильмах. К сожалению, в наше время продюсерского кино мы, актеры, порой вынуждены быть там, где не всегда этого хочется. И эта проблема не только актеров, но и замечательных режиссеров. В угоду времени пишут быстрые сценарии, создают быстрые картины. Такие рамки очень ограничивают творчество, — рассуждает актриса.

Лариса считает, что самое главное — замечать хорошее в людях и ценить тех, кто рядом:

— Если спросите, есть ли у меня идеалы среди актеров, я не стану называть заграничных знаменитостей. Мне не надо далеко ходить за идеалами, они рядом. Это мои коллеги. Зачем прославлять кого-то далекого? Мы живем в своей стране, рядом с нами наши люди, так давайте видеть друг друга, открывать глаза! Если мы не будем замечать своих, то мы не будем собой.

Лариса Маршалова родилась 22 августа 1978 года в Минске в семье военнослужащего. Она ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм».