Авторская школа

Иногда нужно не учить, а учиться вместе

О профильном обучении, независимом экзамене после 9-го класса, совместном проекте с Парком высоких технологий и работе с одаренными детьми беседуем с директором гимназии № 1 имени Ф. Скорины Наталией Бушной

О секретах успеха

— Гимназия № 1 — это уже бренд. Как сделать учебное заведение известным на всю страну?

— Успех в любой сфере складывается из нескольких составляющих. Если в конце XX века хватало трудолюбия и хороших знаний, то сегодня этого мало. Нужно уметь отвечать на вызовы времени. Руководитель обязан не просто приспособиться к новой ситуации. Важно, чтобы он видел и знал сразу несколько выходов из нее. Просчитывал альтернативы. Здесь помогает мое образование. Я окончила факультет прикладной математики, занималась на кафед­ре оптимизации. Так что искать оптимальные пути умею. Мир настолько быстро меняется, что если мы хотя бы на шаг отстанем и продолжим мыслить так, как вчера, то развития не получится. Однако двигаясь вперед, ни в коем случае нельзя забывать о ценностях, которые являются основополагающими и держат нас на земле, делают людьми. На одном техническом прогрессе успех не построишь.

гимназия №1, наталия бушная
Наталия Бушная

— Вызовы — какие они?

— Научиться воспринимать влияние разных культур, осознавать, для чего нам нужны знания. Когда я пришла работать директором школы, мне сказали: «У нас здесь оазис». Никак не могла понять: а рядом что — пустыня? Ведь через 10 лет ребенок выйдет в свет, ему нужно найти свое место, не потеряться. Задача школы — не только научить уступать место старшим и здороваться, правильно считать и грамотно писать. Тут все понятно. А если ситуация неоднозначная? Как справиться с ней, не растеряться? Именно поэтому детям необходимо показать, как добывать знания, научить размышлять, осознавать те последствия, к которым могут привести результаты их деятельности.

Западные аналитики озвучили интересную статистику: 60 % населения планеты живет не думая, то есть действует, руководствуясь готовыми алгоритмами. Из таких людей получаются хорошие исполнители, которые четко выполняют определенную операцию. Но сегодня, чтобы стать успешным, этого мало. В век информационных технологий требуются кадры другого формата: они должны уметь постоянно задавать вопросы и искать на них ответы. Не принимать все на веру, а спрашивать: почему? Именно в этом и заключается проблемное обучение.

— Но и учителя должны быть готовы к этому. Работать с детьми, которые подвергают все сомнению, непросто.

— Естественно. Я вспоминаю своего классного руководителя: она приходила на урок с указкой в руках и указывала нам, куда нужно идти. Сейчас так уже не получится. Да, у нас больше опыта, но это не повод становиться на какую-то высоту. Ребенок — личность. А теперешние школьники — личности вдвойне. Они очень отличаются от детей, с которыми работали лет 20 назад. Многое умеют, в некоторых вопросах разбираются лучше нас. Хотят, чтобы прислушивались к их мнению, ценили их выбор, обсуждали с ними решения. У нынешних учеников ярко выражена мировоззренческая самостоятельность. Относиться к ним нужно с уважением, причем не только к их успехам, но и к ошибкам, просчетам: да, ты многое не учел, но ты дал идею, думал над ней. Ты молодец.

— Согласитесь, на одном уважении далеко не продвинешься…

— Безусловно, педагогам нужно очень много работать над собой. Чем можно удивить современного ребенка? Да практически ничем. Нажав всего несколько кнопок на гаджете, он получает доступ к любой информации. Причем из разных точек мира. Совершает виртуальные экскурсии во все уголки планеты. Зацепить его, задеть за живое, растормошить в состоянии только тот учитель, который будет ему интересен как личность — своей подачей и интерпретацией материала, тем, чем живет вне уроков. Сегодня дети могут прийти и рассказать то, о чем преподаватель не знает. Как повести себя грамотно? Честно признаться, что впервые слышишь. Показать, что педагог не робот. Сказать спасибо за интересную информацию. Вместе проанализировать ее с учеником. Зачастую нужно не учить, а учиться вместе. Но чтобы так поступать, человек должен быть высокообразованным, а не просто иметь корочку. Еще Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». К сожалению, некоторые из нас мыслят категориями 20-летней давности.

К Году малой родины в учебном заведении сделали интерактивную живую карту Беларуси с использованием технологии дополненной реальности. Здесь можно посмотреть ролики о знаменитых земляках. Учителя и ученики запишут сюжеты о тех местах, где жили их родители, бабушки и дедушки.

О лидерских качествах

— Директор школы — администратор, хозяйственник, предметник. Что выходит на первый план?

— Скажу честно: хозяйственные вопросы отнимают много времени. И это иногда очень обременяет. Хотелось бы больше внимания уделять развитию учреждения образования, продумывать новые проекты. Что касается преподавания, то я убеждена: часы у директора должны быть. Потому что необходимо чувствовать ребенка, знать, какой сейчас приходит в школу ученик. Пару лет получалось так, что уроки я не вела. Скучала безумно. Очень люблю математику. Она приводит ум в порядок, позволяет бесконечно ставить проблемные вопросы.

Руководитель — прежде всего лидер. Он должен понимать, куда нужно двигаться, чувствовать людей, держать аудиторию, вести за собой. Такие качества необходимы и педагогам. Придерживаюсь мнения: организация только в том случае может быть успешной, если в ней много лидеров.

— Не боитесь конкуренции?

— Нет. В здоровом коллективе она должна присутствовать. К тому же руководителю всегда интереснее и легче работать с активными людьми. Они постоянно предлагают новые идеи, не застывают в своем развитии, заряжают энергией коллег. Никогда не стесняюсь говорить учителям, что они в той или иной области гораздо сильнее меня. Практически у каждого нашего педагога есть свой проект. Одни курируют олимпиадное движение, другие занимаются исследовательской работой. К 950-летию Минска сделали несколько тематических стендов с использованием технологии дополненной реальности. Наводишь смартфон на картинку — и можно про­смотреть ролики о Минске: культурном, героическом, научном. Стараемся участвовать в конференциях, которые проходят в разных странах. Обязательно привозим оттуда интересные идеи. Так появился на первом этаже проект «Наши ценности», впервые увидела нечто подобное в Китае. В одной из московских школ понравилась лестница успеха — сделали такую же и у нас. Здесь все наши достижения, начиная от конкурсов и олимпиад и заканчивая медалистами и стобалльниками по ЦТ.

— Что еще в планах?

— Обустраиваем зону релаксации, занимаемся оформлением живой карты Беларуси, которая тоже будет интерактивной. Сделаем ролики для каждой области о знаменитых земляках, этот компонент запустим к началу учебного года. А наши учителя и ученики запишут сюжеты о тех местах, где жили их родители, бабушки и дедушки. Проект посвящен Году малой родины.

Супершкола

Одна из задач, которую нужно решить нашему образованию, — сделать серьезный рывок в информатизации. Речь не только о компьютерах, об Интернете и интерактивных досках в классах. Посещала одну из элитных школ в Санкт-Петербурге и по-доброму позавидовала: сенсорные системы на каждом этаже. Но больше всего впечатлило, что вся эта суперсовременная техника органично вплетается в образовательный процесс, работает на его качество и отнюдь не вытесняет педагога. Наоборот, в руках высокообразованного, любящего свое дело учителя выступает важным средством образования.

Определенные шаги в этом направлении уже делаем. В каждом кабинете нашей гимназии есть компьютерная техника, у нас 3 мультиборда: один получили, когда стали лучшей гимназией города, другой подарила «Коммунарка», которая шефствует над учебным заведением, третий купили сами. Вскоре появятся еще два. Сертификат на интерактивные сенсорные системы нам вручили как победителям конкурса «Супершкола».

О гимназиях и профильных классах

— Отмена экзаменов в 5-х классах стала одной из обсуждаемых тем этого года. Как собираетесь работать в новых условиях?

— Данное решение нельзя рассматривать отдельно, это все равно что вырвать одно звено из большой цепи. За первым шагом последует второй, и я его очень одобряю. Речь о введении независимого экзамена после 9-го класса. Сейчас такие испытания просто знаменуют завершение образования на II ступени. И больше ничего. А ведь это как раз тот возраст, когда учащиеся должны думать о выборе будущей профессии. Что мы имели? Поступив после 4-го класса в гимназию, многие расслаблялись и вплоть до 11-го класса чувствовали себя спокойно. Чего напрягаться, они уже гимназисты. В результате ребята, у которых на старте были хорошие данные, к выпускному классу сдавали позиции. А когда школьники будут знать, что их ожидает независимая аттестация, у них появится мотивация держать высокую планку. Большой плюс в том, что не станет повода упрекать учителей в необъективном оценивании результатов труда учащихся.

— Но ведь сейчас к вам будут приходить дети с разной подготовкой. Не станут ли лентяи мешать учиться тем, кто нацелен на результат?

— С мотивированным ребенком работать проще, никто не спорит. Но дети такие, какими мы их делаем. Всегда можно найти учеников, которые захотят заниматься дополнительно, идти в олимпиадное движение.

— Ставите перед собой амбициозную задачу — подтянуть середнячков до достойного уровня?

— Да. А почему нет? Посмотрим, на что мы способны. Тем более, что термин «середнячок» мы в школе уже не используем. Важно отслеживать развитие каждого ребенка по отношению к самому себе, к собственным учебным достижениям, а не сравнивать его с другими.

— Однако одаренных ребят необходимо отбирать. Каким образом планируете это делать?

— Собираемся взять в оборот учеников уже с 1-го класса, усилим интеллектуальную составляющую дополнительных занятий в начальной школе. Предложим кружки, сделаем более серьезный акцент на обучении игре в шахматы, решении логических задач. Подключим к занятиям по робототехнике представителей Парка высоких технологий. Переговоры в июне уже состоялись, они готовы поддержать проект.

На самом деле у нас давно создана система поддержки талантливых детей.  Существует много интеллектуальных проектов, которые позволяют увидеть ребенка, понять, кто на что способен. Если участвовал в турнире «Юный математик», пробуем отправлять на предметную олимпиаду. Хорошо показал себя в конкурсе «Познание и творчество» — растим будущего исследователя. Самое главное — заинтересовать ребенка, пробудить в нем потребность к интеллектуальному адреналину. Чтобы победить на олимпиаде, одних способностей мало. Нужно постоянно работать. Приведу пример. В прошлом году 10-классник занял призовое место на республике по общество­ведению. А в нынешнем получил диплом лишь 3-й степени на городе. Что делать? С таким результатом шансы на победу на заключительном этапе практически нулевые. Но он тут же меня успокоил: первые шаги уже предпринял — удалил себя из всех социальных сетей. Человек собрался вкалывать. И в результате вернулся с республики с дипломом 1-й степени. Так что такая встряска, вызов иногда тоже необходимы, чтобы не самоуспокаиваться.

— Гимназия № 1 стала экспериментальной площадкой по профильному обу­чению. Почему делаете ставку на него?

— Очень хорошо, что в Беларуси вернулись к профильному обучению, отказ от него был ошибкой. В наше время у молодых людей нет времени на раскачку, в выпускных классах они должны четко понимать, чем собираются заниматься. И ребята это осознают. Если раньше многие шли в профиль за компанию, а после 11-го класса поступали совершенно в другой вуз, то сегодня определяются сразу, какие нужны предметы, и изучают их на повышенном уровне. При профильном обучении основной упор делается на практические задания, что очень важно. К тому же добавлены некоторые темы, которые не предусмотрены обычной программой, это позволяет готовить олимпиадников.

О профессии учителя

— Кто-то одной из проблем системы образования считает слишком большой объем бумажной работы, кто-то — низкие зарплаты. Какие болевые точки назвали бы вы?

— Учительские доходы я бы не ставила в этом списке на первое место. Моя мама всю жизнь проработала в школе. Она никогда много не получала. Кто собирается стать педагогом, должен априори понимать: больших заработков в этой сфере нет. Хотя не скрою, у учителя с квалификационной категорией методиста хорошая зарплата. Что касается бумажной работы — это из области мифов.

Сейчас самое главное — вернуть уважение к профессии педагога. Значимые шаги уже сделаны. Посмотрите, как взлетел БГПУ имени М. Танка! Педагог — массовая профессия. Нас много, и мы разные. Нам тоже свойственно ошибаться. Об учительском труде и образовании в целом сейчас нередко говорят негативно. Очень огорчают, а порой унижают суждения людей, далеких от образования, которые, опираясь на конкретный случай и вспоминая свой давний опыт обучения в школе, делают нелестные выводы обо всей нашей системе. Мир изменился, а мы продолжаем оценивать его критериями прошлого века. Обидно, что порой сами педагоги демонстрируют неуважительное отношение к своей профессии, позволяя не всегда уместные комментарии. Учитель — профессия нравственная. Мы должны дать ученикам ценностные ориентиры. Как это делать в век информационных технологий, когда наши дети проводят свободное время не с хорошей книгой, а с гаджетами, когда ориентируются не на мнение взрослых, а на информацию, которую нашли в Интернете? Вот еще один вызов для всех нас. Поэтому важная задача — построение коммуникативной среды, где все участники образовательных отношений — учащиеся, педагоги, родители — будут слушать, слышать, понимать, уважать друг друга и доверять.

Как попадают на республиканскую Доску почета

— Наша гимназия признана лучшей по показателям социально-экономического развития. Один из параметров оценки работы — эффективность образовательного процесса: как складывается дальнейшая жизнь ребят, окончивших 9-й и 11-й классы. Все без исключения наши выпускники продолжают учиться. Учитывается и результативность участия в интеллектуальных конкурсах, причем не просто количественный показатель — привезли энное число дипломов. Анализируется соотношение, сколько ребят выступали на олимпиадах, многие ли из них стали победителями. В прошлом году с городского этапа мы привезли 32 диплома. Это лучший показатель в Минске, с республики победителями вернулись 8 человек. Оцениваются также материально-техническая база, квалификационный состав педагогических кад­ров, то, как организована внебюджетная деятельность.