Открытый урок

Вывели формулу

Сегодня «МК» открывает совместный проект с комитетом по образованию Мингорисполкома. В нем расскажем о ресурсных центрах, которые созданы в минских школах. Наполнены они самым современным оборудованием. В них готовят победителей олимпиад, дают показательные уроки учителям всего города. Одним словом, есть чему поучиться!

__________________________________________________

Где школьники могут поработать на оборудовании, которое есть только в лаборатории химфака БГУ

Обычно кабинеты химии в школах мало чем отличаются от других классов. Те же парты-стулья, портреты ученых на стенах. Но в 22-й не так. Здесь химия — царица наук. Для преподавания этого предмета выделены несколько помещений. Есть отдельные классы для проведения практических и лекционных занятий, кабинеты для работы с химическим оборудованием, хранения реактивов, лаборантская. Все это — ресурсный центр. В нем занимаются те, кто хочет глубже узнать химию.

Для ребят с 7-го класса здесь проводят факультативы. Если отношения с наукой заладятся, в ­10-м можно выбрать соответствующий профиль.

Городской ресурсный центр хорошо оснащен: центрифуги, водяные бани, сушильные шкафы, цитометр, электронный микроскоп, спектрофотометр, весы с точностью до 4-го знака, pH-метр, магнитная мешалка с подогревом. Подобное оборудование используют ученые для исследования процессов в молекулярной биологии, иммунологии, генодиагностике, биохимии и так далее.

— Когда впервые сюда пришла, у меня был шок, — рассказывает десятиклассница Анастасия Пономарева.

Девочка надевает лабораторный халат — предстоит работать с реактивами. На спецодежде символика Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии.

Не каждому такие халаты дарят. Талантливый учитель Лилия Казак привезла его в качестве трофея с одной из олимпиад. Лилия Францевна — преподаватель химии высшей категории. В ресурсном центре она полноправная хозяйка. А Настя ее ученица. Пришла в 22-ю школу в 9-й класс. Из-за любви к химии. Но познакомилась с Лилией Францевной еще раньше. На протяжении учебного года восьмиклассница вместе с другими ребятами приезжала в ресурсный центр на практику.

— Выращивали кристаллы, — говорит школьница.

В ресурсном центре занимаются и участники научно-практических конференций, выполняют экспериментальную часть своих проектов.

Но проходят здесь не только продвинутые занятия. Если в школьном расписании стоит химия, значит, дети тоже идут сюда. Лилию Францевну все ученики очень уважают. Педагог она требовательный. Любит дисциплину.

— За 10 минут до начала урока мы готовимся к лабораторной работе. Все вещи оставляем в соседнем кабинете. На доске учитель пишет указания, что взять с собой, например учебник, карандаш и ручку. Обязательно будет строка: «телефоны оставить», — поясняет Настя.

К беседе присоединяется девятиклассник Владислав Воловик:

— Смартфоны пересчитает, сопоставит с количеством ребят в классе. Потом мы идем в лабораторию, где необходимые реактивы уже у всех на парте. Здесь дорога каждая минута.

Может, поэтому многие ученики Лилии Казак достигают успехов — умеют сконцентрироваться. Педагог подчеркивает, что дисциплина в первую очередь нужна для соблюдения техники безопасности.

— Когда только начинала профессиональный путь, было пару неприятных моментов, связанных с проведением практических занятий, — замечает Лилия Казак.

Настя тем временем аккуратно манипулирует пробирками. Из желтой и прозрачной жидкости получается красная кровяная соль.

— Ого! — только и успевает произнести Влад. — А у меня выпал осадок!

У него в руках пробирка с желтоватой жидкостью, на дне которой мелкие гранулы.

Лилия Францевна смотрит на подопечных с улыбкой.

— Я сама влюблена в химию. Почему именно она? Это был единственный предмет, который в школе я плохо знала, — делится учитель.

— Вы химию плохо знали?! — не верят своим ушам Настя и Влад.

— Как оказалось, у меня интуиция к этой науке, — отвечает Лилия Казак. — И это смог рассмотреть один из моих педагогов.

Учитель чувствует не только свой предмет, но и детей, у которых есть предрасположенность к точной науке. Даже если те впервые слышат о существовании таблицы Менделеева.

— Подбор ребят начинаю с 5-го класса. Прихожу на занятия и наблюдаю, как они ведут себя на уроках математики, как развита их логика. Изучая химию, нужно мыслить абстрактно, образно. Не каждый способен, — считает учитель.

Одно из направлений работы ресурсного центра — проведение городских факультативов. Начинаются они с октября. Съезжаются одаренные дети со всех школ Минска. Не везде есть необходимые оборудование и реактивы. А без этого к олимпиадам и научно-практическим конкурсам не подготовишься. Занятия ведут в том числе и студенты: те, кто некогда сам участвовал и побеждал в интеллектуальных турнирах. И Лилия Францевна таких молодых наставников отбирает лично. Ведь практически всех их знает, это ее бывшие ученики.

Ученики Лилии Казак привезли с международных интеллектуальных конкурсов 12 медалей. Ребята остаются успешными, любознательными и во взрослой жизни. Одна воспитанница оканчивает аспирантуру в университете Праги, другой — аспирантуру в Санкт-Петербурге, третий защитился в Германии.

Оксана Довнар, директор СШ № 22:

— Эффективность и качество образования, на мой взгляд, базируются на трех составляющих. Это опытный и преданный своему делу педагог, достойная материально-техническая база и одаренные дети. Ресурсные центры нужны ученикам, которые хотят и могут углуб­лен­но постигать отдельные предметы, способны показывать результаты на олимпиадах и после окончания школы свяжут свою профессиональную деятельность с выбранным предметом. В ­22-й с 2001 года действуют классы с углуб­лен­ным изучением химии и биологии. Есть у нас потрясающий педагог Лилия Францевна Казак. Она была у истоков образования ресурсного центра, руководит им и сего­дня. Его успешность в огромной степени ее заслуга. Помощь в формировании материально-технической базы центра оказал город. Когда шел капитальный ремонт здания школы, а она одна из старейших в столице (существует с 1949-го), нам поставили под заказ специальное оборудование для хим­­лабо­ра­то­рии и кабинетов. Теперь здесь занимаются ученики не только нашего, но и других учреждений образования. В центре проводим свой предметный конкурс, так называемые малые олимпийские игры, по итогам которого лучших приглашаем в профильный лагерь по химии. Он работает во время всех каникул. Ресурсный центр создавался и как площадка для подготовки учителей. Здесь проходят семинары, различные методические мероприятия для педагогов города. К нам едут за опытом из других регионов страны, из-за рубежа, и мы охотно им делимся.