Точка зрения

Без велокружения от успехов

велосипед в минске

Не все замечают, но в тени успешного развития велодвижения зреет болезненный вопрос о том, как разминуться пешеходам и велосипедистам

В Минске становится все больше велосипедистов. Этот факт во всех отношениях позитивный. Двухколесное средство передвижения приобщает горожан к здоровому образу жизни, открывает новые возможности для общения и досуга, является экологичной альтернативой муниципальному транспорту. Сплошные до­стоинства!

Возле входа в офис, где я работаю, несколько лет назад по­явилась парковка для трех велосипедов. Еще год назад на нее заворачивала одна педальная машина в день, да и то не всегда. Теперь практически ежедневно все места заняты.

Недавно на улице меня обогнала молодая женщина на велосипеде, позади нее в детском кресле сидел малыш в шлеме. Они смотрелись очень мило. Подошел к своему подъезду — к перилам пристегнут тот самый велосипед. И только тут догадался: так это же невестка и внук приехали в гости! Приятный ­сюрприз.

Это что касается впечатлений. А если перевести разговор в русло статистики, то, по данным ОО «Минское велосипедное общество», в прошлом году в пользовании минчан были около 800 тысяч байков. При этом около 8 % взрослых горожан летом ездят на них регулярно, 40 % — несколько раз в месяц. Пока только 1 % минчан используют это средство передвижения в качестве основного. В городах Западной Европы — 8 %. Есть куда расти.

Все это замечательно. Однако, по моим наблюдениям, все больше начинает проявляться тревога пешеходов, чувствующих себя на тротуаре уже не так уверенно, как раньше. Тем более что на пешеходные связи помимо транспорта, который движется за счет мускульной силы, выехали и разнообразные механизмы на электротяге — гироскутеры, сигвеи, моноколеса, электросамокаты.

— Живу на улице Романовская Слобода, — рассказывает мой знакомый Владимир Борисович. — Шел по ней вниз, к Немиге, при этом не видел, что меня быстро догоняет велосипедист, едущий с горки. Сделал шаг в сторону — и этот гонщик еле-еле от меня увернулся. Даже страшно подумать, что было бы, зацепи он меня. Как-никак мне 81 год.

К сведению: в Минске оборудованы 188 км совмещенных пешеходно-велосипедных дорожек. К ним добавят новые километры, велосипедистов тоже станет больше. А значит, уже сейчас надо задуматься о том, как нам, развивая хорошее дело, нечаянно не набить друг другу шишек и не наломать костей. В начале этого года в Беларуси была принята Концепция развития велосипедного движения. Есть в ней раздел, предусматривающий работу по обеспечению безопасности. Однако документ, скорее, только декларирует необходимые мероприятия. Очевидно, что и велосипедной общественности, и исполнительной власти еще нужно проявить много инициатив, чтобы двухколесный транспорт мог благополучно разминуться с пешеходом.