Образование

Классовые сборы

Об уроках труда, о местах в детском саду и учебных технопарках: педагоги столицы обсудили планы на новый учебный год

В Национальной библиотеке Беларуси прошел традиционный августовский форум педагогических работников. На встрече присутствовали около 500 представителей системы образования города. В диалоге участвовали руководители Мингорисполкома, Министерства образования Республики Беларусь, администраций районов. Вопросы на повестке дня были таковы: чему и как учить школьника, какими компетенциями должен обладать молодой человек, чтобы добиться успеха в жизни.

Средняя укомплектованность детских садов перестала расти

В дошкольном образовании основным критерием качества по-прежнему остается здоровье детей.

— В 2017 году продолжал снижаться уровень заболеваемости. Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, составило 4,7 против 5,5 в ­2016-м. Не зафиксировано случаев детского травматизма, — отметила председатель комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко. — Впервые за последние три года средняя укомплектованность садов перестала увеличиваться.

По мнению Марии Станиславовны, это стало возможным в том числе благодаря строительству новых детских садов. В 2018 году система образования города пополнится 4 дошкольными учреждениями: 3 откроют к началу учебного года, еще 1 — в конце 2018-го.

— Несколько лет назад мы предлагали решать проблему обеспечения местами в садах шаговой доступности за счет увеличения проектной мощности строящихся объектов. К сожалению, пока в Минске эта идея не нашла воплощения, но была реализована в одном из регионов, — посетовала Мария Киндиренко. — Не можем сегодня обойти еще одну проблему, которая пока не решена. Речь идет о родителях, пожелавших продлить комфортное пребывание своего ребенка в детском саду, вместо того чтобы привести его в ­1-й класс. На начало прошлого учебного года не приступили к занятиям 5 184 дошкольника, которым исполнилось 6 лет. Это на 526 человек больше, чем в предыдущем году. Из них не приступили к занятиям по медицинским показаниям лишь 6 %. Таким образом, потенциальные первоклассники занимают места в садах.

________________________________________________________

Учителя труда смогут предлагать свои темы занятий

С 1 сентября в учебные планы учреждений общего среднего образования вносятся изменения. В первую очередь они коснутся работы школ и гимназий.

— Теперь учащиеся будут иметь равные возможности для изучения иностранного языка и отдельных предметов на повышенном уровне начиная с 5-го класса. В учебных планах заложены часы для организации трудового обучения, допрофильной, допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников, — пояснила председатель комитета по образованию Мингорисполкома.

Что касается трудового обучения, то каждое учебное заведение получит возможность разрабатывать свою модель занятий и профориентации. Базой для проведения уроков по труду в 5-9-х классах останутся школьные мастерские. Учителям, преподающим этот предмет, предоставляют возможность выбирать помимо базовых другие темы для изучения из перечня, разработанного Министерством образования.

— Более того, педагог имеет право предлагать свои варианты в зависимости от запросов родителей, пожеланий детей и имеющихся ресурсов, — сказала Мария Станиславовна.

Что касается 10-классников базовых классов, то с нового учебного года им придется трудиться засучив рукава. Юноши и девушки 6 часов в неделю будут осваивать рабочие специальности в отделениях профессиональной подготовки. Сегодня в столице их 6, базируются в учреждениях ПТО. Мария Киндиренко подчеркнула: если потребуется, откроют и больше.

— В минувшем учебном году профессиональную подготовку прошли 5 388 учащихся по 40 профессиям. Производственное обучение и практика для ребят были организованы на базе 250 предприятий города. Почти 80 % выпускников получили свидетельства о присвоении разряда по избранной профессии, — уточнила Мария Киндиренко.

________________________________________________________

Создание учебных технопарков поможет отыскать инвесторов для реализации детских проектов

— Более 90 % объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования направлены на развитие исследовательских навыков учащихся. Особенно повысился интерес детей к кружкам современных направлений: сетевые и IT-технологии, цифровые технологии медиасферы и веб-дизайна, техническое творчество, робототехника, lego-конструирование, ментальная арифметика и другие, — озвучила тенденцию Мария Станиславовна.

Столичным школьникам нравится конструировать, экспериментировать. Ребята предлагают интересные разработки и модели.

— Наша задача — помочь детям воплотить свои идеи на практике, найти тех, кому задумки юных изобретателей покажутся экономически выгодными, практически целесообразными и кто будет готов инвестировать в их реализацию, — высказала мнение докладчик.

Во время форума работала выставка «Ключевые компетенции XXI века: новая реальность в образовании». Здесь были представлены опыт и наработки учреждений образования столицы, современные информационные технологии в образовательном процессе, интерактивные средства обучения и прочее.

________________________________________________________

В каждом учебном заведении откроют школу активного гражданина

— С 1 сентября предлагаем реализовать проект «Шаг» — организовать школу активного гражданина во всех учреждениях образования, — сообщила первый заместитель министра образования Республики Беларусь Ирина Старовойтова. — Ключевая идея новшества — создать на постоянной основе площадку для открытого диалога молодежи с политиками, общественными деятелями, писателями, журналистами, артистами. Это поможет сформировать у юношей и девушек критическое мышление, аналитические способности, коммуникативные навыки и умения.

________________________________________________________

Качество школьного питания — на особом контроле

— Мы создаем единый комбинат общественного питания, который, надеюсь, будет более качественно и достойно обеспечивать завтраками и обедами учреждения образования, — заметил в своем выступлении председатель Мингорисполкома Андрей Шорец.

Он высказал пожелание, чтобы руководители школ занимали более принципиальную позицию в вопросах организации питания детей.

— Проверки, которые проводят правоохранительные и контролирующие органы, выявляют негативные факты. Они происходят в том числе с молчаливого согласия администрации учебного заведения. Вы должны указывать коллегам, КШП на те проблемы и недостатки, которые есть в их работе, — призвал Андрей Шорец.