Минск и мир

Стать мобильнее

Шаг за шагом белорусская столица, как и другие города страны, все активнее приобщается к мировым тенденциям и практикам по улучшению городской мобильности

В том числе через участие в Европейской неделе мобильности (ЕНМ). Нынешние мероприятия начнутся 16 сентября и завершатся через неделю, 22-го, акцией «Всемирный день без автомобиля». Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его комитеты являются двигателем этой инициативы в Беларуси в партнерстве с общественными объединениями.

«На этом пути сначала приходилось преодолевать стену непонимания. Например, в Минске не сразу транспортники поняли, в чем выгода бесплатного проезда в общественном транспорте в день проведения акции по отказу от автомобиля 22 сентября. Но такое право было предоставлено при условии предъявления водительского удостоверения и техпаспорта на машину. Это был наш первый важный шаг по улучшению городской мобильности, а дальше все шло по нарастающей, — рассказал председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. — В Минске 85 % выбросов в окружающую среду — от нашего с вами транспорта, а 15 % — от производства. Заставляет задуматься. Увидеть четко, ради кого и чего все эти меры повышения городской мобильности нужны».

Мобильность — это не только развитие велодвижения и замедление автомобилизации, но и комфорт перемещений (пешком и на транспорте), доступность объектов социальной инфраструктуры и подобных, развитие общественных пространств. Все эти мероприятия нацелены на улучшение качества жизни людей, сокращение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от транспорта», — считает руководитель проекта ПРООН/ГЭФ «Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» Ирина Усова.

Эксперт Белорусского союза транспортников Валентина Леончик уверена, что Беларуси еще многому нужно учиться, используя опыт европейских городов. Конечно, есть подвижки: уже одно то, что Минск по безопасности дорожного движения достиг общеевропейского уровня, говорит о позитивных изменениях. Но в других рейтингах мы пока не на высоких позициях. Поэтому нужно активнее перенимать опыт. Как это сделали, например, казахстанцы, которые обратились за помощью к немцам. Те подобрали для трех казахстанских городов города-близнецы в Германии (схожие по численности и ландшафту), чтобы на примере их развития мобильности можно было перенять методологию и сформировать дорожную карту действий. «Достаточно сравнить немецкий город Дармштадт и Минск. У нас есть площадь Победы с монументом и точно такой же памятник на площади в Дармштадте. Немцы после войны загнали весь личный транспорт под площадь, а на поверхности сделали место для отдыха, пустили трамвай. То есть организовали общественное пространство», — привела пример Валентина Леончик. Есть чему поучиться у Винницы, где развит рельсовый транспорт. «Если в Минске трамвай занимает 4 % от общего объема перевозок, то в Виннице 60 %. Общественным транспортом пользуются 80 % населения города. Думаю, для Минска сегодня выгоднее вместо метро развивать наземный легкорельсовый трамвай. Или делать интеграцию, как метротрам по типу Дорт­мун­да, чей опыт также можно было бы использовать», — добавила Валентина Леончик.

Читайте также:  Уникальная площадка

С другой стороны, эксперт подчеркнула: не бывает неудачного транспорта — бывает неразумная сфера его применения. Чтобы этого избежать, нужно строить комплексную мобильность. Пока у железнодорожного транспорта она одна, у городского электрического — другая, у таксистов — третья. Цели у всех отличаются, а формирование мобильности как услуги, когда первичны комфорт и безопасность людей, а не обогащение компаний, тормозится.

«Главное, что я почерпнула, изучая европейскую транспортную политику, важны не инфраструктурные проекты, а все то, что удобно для людей. Когда мы говорим про транспорт, то обращаем внимание на дороги, автомобили, но когда говорим про мобильность, то имеем в виду людей. Есть синоним — слово «подвижность».

Под мобильностью нужно понимать способность человека передвигаться самостоятельно, в том числе с помощью транспортных средств. На одну треть мобильность определяет качество жизни. Экономисты говорят: рубль, вложенный в общественный транспорт, дает 4 руб­ля отдачи в сопутствующие сферы. Если человеку сложно добраться до объекта, то он не поедет и, соответственно, не купит что-то, не воспользуется услугой. Мобильность решает вопрос доступности, социально значимые задачи, уравнивает людей в возможностях по многим позициям. Даже влияет на цены на недвижимость. Как только рядом с квартирой строится станция метро, такое жилье резко вырастает в цене. Так что ничего удивительного нет в том, что мобильность где прямо, а где косвенно влияет на 14 из 17 целей устойчивого развития, определенных ООН до 2030 года.