Наша столица

Важны детали

МАЗ, производство

К весне 2019 года на столичные магистрали выйдут 375 новых автобусов марки «МАЗ» различной модификации. Чем они будут отличаться от ныне эксплуатируемых и как их собирают, узнала наш корреспондент.

Первое, что бросилось в глаза, в цеху автобусных агрегатов Минского автомобильного завода нет конвейерной линии, каждый автобус собирают поштучно. Здесь отсутствует привычная для сборочного производства суета, хотя всё помещение заполнено машинами.

Заместитель директора автобусного завода Сергей Славников и начальник цеха автобусных агрегатов Дмитрий Шикир заверяют: технологии, по которым собирают минские автобусы, не отличаются от тех, что применяют в Европе. Последние три года выпускают технику экологического класса Евро-5 и Евро-6.

За рубеж

МАЗовские автобусы — явление привычное на дорогах не только сопредельных государств. Чем отличается комплектация машин для внутреннего рынка и дальнего зарубежья, поясняет Дмитрий Шикир:

— По заказу для Венесуэлы сделали около 1 тысячи автобусов для горных дорог. Пришлось учесть особенности тропического климата при проработке моделей для Кубы. К примеру, отказались от использования белых проводов в жгутах — их просто обожают термиты. На колеса устанавливали специальную термостойкую резину с особыми химическими добавками — тоже для защиты от термитов. Этот регион доставляет много хлопот: он беспощаден к нашей технике.

Во Вьетнам поставляем только машинокомплекты. У вьетнамцев нет ограничений по экологичности, по­это­му для них закупаем двигатели класса Евро-3. Сербы тоже заказывают машинокомплекты, но потом салон делают под себя. В частности, добавляют больше сидений. У поляков требование, чтобы автобусы поставляли исключительно с двигателями Евро-6. В Россию вся техника до пунктов назначения едет своим ходом, бывает 5-9 тысяч км. Фактически это ее первое серьезное испытание.

Случай с минскими автобусами, которые приехали в Ве­не­суэ­лу, по слухам, сгнившими, в свое время наделал много шума. Какие выводы сделали на заводе, чтобы подобное впредь не повторилось? Ответ дал Сергей Славников:

— В Клайпеде загружали корабль в Венесуэлу. Обычно груз располагают в 4-5 уровней. От того, на какой из них по­падает техника, зависит ее дальнейшее состояние. Автобусы загрузили на первый ярус нижней палубы, куда попадает вода. Представьте: три месяца в пути и все время в агрессивной среде. В таких условиях ни одна машина не доедет в нормальном состоянии. Но справедливости ради стоит сказать, что тогда повредились лишь некоторые элементы, а не вся техника. Наши автобусы проходят полную антикоррозийную обработку, остов грунтуют, в каркасных трубах делают достаточно отверстий, в которые тоже заливают ингибирующие составы. После того как автобус собран, его дополнительно покрывают мастикой.

Для себя

К весне следующего года на столичные магистрали выйдут 375 новых красавцев «МАЗ» различной модификации.

Не ошибемся, если скажем: минчанам хочется, чтобы зимой в них было тепло, а летом прохладно.

— Мы тоже этого хотим, но приходится подстраиваться под требования заказчика, — признаются специалисты. — Первые поколения автобусов оборудовали клапанной системой форточек. Сего­дня даже в базовых комплектациях установлены сдвижные. Их размер соответствует евроформату. Сделать больше означало бы подвергнуть риску пассажиров, так как есть вероятность, что кто-то может выпасть при открытых окнах. Установленная система позволяет подавать тепло по всему салону, поэтому температура воздуха в автобусе полностью зависит от водителя. Если технику эксплуатируют неправильно или экономят, перекрывая систему салонного отопления, конечно, будет холодно.

Сейчас идет второе поколение автобусов. В них зазоры между уплотнительной резинкой и остовом не превышают 5 мм, на дверях устанавливают дополнительные щетки. Так что к нам претензий быть не должно. Мы продали большое количество техники в Норильск, где температура зимой опускается до -50 оС, и никаких рекламаций.

Установка кондиционеров зависит исключительно от желания заказчика.

Во всех новых автобусах для Минска устанавливают кондиционеры, системы видеонаблюдения, Wi-Fi, готовят места для установки валидаторов. Больше станет кнопок оповещения водителей и требования остановки (у каждого валидатора). Изображения с 6 видеокамер будут отображаться на мониторе в кабине водителя.