Советский район

Александро-Невская: за други своя

александро-невская церковь

О подарке батюшки-царя, «партизанской» операции старого священника и прямом вмешательстве Николая Чудотворца в судьбу Александро-Невской церкви рассказал ее настоятель протоиерей Николай Коржич

Сюда на службу приходят коренные минчане — интеллигентные пожилые дамы, аккуратные старушки в светлых платочках, убеленные сединами ветераны с орденскими планками. Они привыкли к своему храму на старом Военном кладбище. И здесь к ним относятся по-особенному бережно и приветливо.

протоиерей Николай Коржич— Больше полувека, с 1949 по 1990 год, в Минске действовали всего два православных храма — Свято-Духов кафедральный собор и Александро-Невская церковь. Полгорода крестили там, полгорода здесь, — говорит настоятель. — Многие минчане зрелого возраста хоть давно и разъехались по разным районам с новыми прекрасными храмами, но все равно считают: «Это наша церковь. Тут крестили меня, моих детей, внуков». А кто-то ценит особую атмосферу Александро-Невской, где сохранились старинные образа и реликвии, где, как говорят в народе, намоленные стены. В сентябре отметим 120-летие.

Внутри церковного здания на черных мраморных плитах золотом начертаны имена погибших в Болгарии 118 воинов Коломенского полка и артбригады. Со дня освящения храма во вселенские субботы павших поминают на панихидах поименно.

Напомним: построена церковь в 1898-м на кладбище, где полвека хоронили офицеров и солдат, скончавшихся в минском госпитале. Возводили храм с намерением увековечить память воинов, что погибли во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В той кампании, освободившей братьев по вере болгар от турецкого владычества, участвовали Минский и Могилевский пехотные полки, Белорусские уланский и гусарский полки. Наши соотечественники сражались в составе ­119-го Коломенского пехотного полка и Коломенской артиллерийской бригады, названных так по месту формирования. Особенно отличились при взятии Шипки и в боях под Плевной.

Вот киот-часовня Коломенского полка — походная церковь. Переносили ее в разобранном виде, а перед литургией или молебном собирали. Получался маленький храм с алтарем и иконостасом.

— Все иконы отреставрированы. А шрифт золоченых надписей, идущих от столбика к столбику киот-­часовни, удалось восстановить по одной-единственной буковке, запавшей между стенками, — рассказал отец Николай. — Работали специалисты ОАО «Белреставрация»: краснодеревщики, живо­писцы, позолотчики.

На почетных местах полковые хоругви. Икона Иоанна воина. На табличке можно прочесть: «Образ сей сооружен усердием нижних чинов 6-й роты 119-го пехотного Коломенского полка и старанием командира оной… к памяти 1897-го года августа 27-го дня, в который… удостоились не только предстать пред лицом обожаемого своего Монарха, но и получить царское спасибо».

икона николая-чудотворцаНастоятель вынес из алтаря икону Николая Угодника:

— Есть сведения, что ее подарил 119-му Коломенскому полку царь Николай II в 1904 году перед отправкой на русско-японскую войну (полк был мобилизован, но прибыл поздно и в боевых действиях не участвовал. — Прим. авт.). А ветераны полка передали образ в храм. Его выносят для поклонения в дни святителя Николая, и каждый может приложиться.

Адрес храма: улица Козлова, 11. Как доехать: станция метро «Площадь Победы»; автобус маршрута № 19, трамваи маршрута № 3, 6. Тел. (017) 293-67-07.

До 1915 года церковь принадлежала военному ведомству и лишь потом была передана епархиальному управлению. В ­1938-м на двери навесили замок, всех священников репрессировали. В Минске тогда не осталось ни одного действующего храма. Тем не менее Александро-Невскую никогда не использовали под склад или архив, как другие городские храмы — Свято-Духов, Петро-Павловский, Марии-Магдалининский. Она оставалась местом молитвы, за исключением трех предвоенных лет.

Читайте также:  Перемены к лучшему

— В первый день жестокой бомбежки Минска, 24 июня 1941 года, церковь спас от разрушения сам Николай Чудотворец: бомба пробила крышу, упала перед иконой святителя, но не взорвалась. Этот образ находится справа от главного алтаря, — рассказал настоятель.

А еще через три дня прихожане отворили двери и стали чистить и убирать любимый храм. Богослужения возобновились 5 ­июля, и за всенощным бдением он был вновь освящен. Известно, что в 1944-м в обширных подвалах церковного здания прятали жителей города, которых оккупанты собирались отправить на работы в Германию. Участницы Минского подполья вспоминали, что в Александро-Невской хранили оружие и продовольствие для партизан.

В начале 1960-х нахлынула новая волна антирелигиозной травли. Хрущев даже обещал показать по телевидению последнего попа. Власти намеревались забрать Александро-Невскую. Якобы перед войной тут была мастерская по изготовлению гробов, следовательно, принадлежит культовое здание муниципалитету. Вот и собрались устроить в церкви ритуальную контору. Но этому воспротивились прихожане во главе с тогдашним настоятелем протоиереем Виктором Бекаревичем.

— Отец Виктор, старый партизан, как его называли (священник Виктор Бекаревич был связным отряда имени Г. И. Котовского, что подтверждено документом штаба партизанского движения БССР, выданным в ноябре 1944-го. — Прим. авт.), умудрился в журнале Московской патриархии издать статью об истории Александро-Невского храма. Назвал его памятником русско-болгарской или даже советско-болгарской дружбы. И минские чиновники дали задний ход, — поведал священник. — Колокольный звон был тогда запрещен, но отцу Виктору разрешили. Только просили, чтобы звонил потише.

Александро-Невской исполняется 120 лет. На престольный праздник (12 сентября) ожидается архиерейское богослужение. Выходит книга об истории храма.

В числе святынь Акафистная — список с чудотворного образа Божией Матери из афонского монастыря Хиландар, Спас Не­ру­ко­твор­ный — полотно русского художника XIX века Николая Ге. Есть образы с частицами мощей благо­верного князя Александра Невского, преподобных Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой, праведных Софии Слуцкой и Иоанна Кормянского. Храм обзавелся ковчегом с частицами мощей Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи. Можно обратиться за помощью и к трем другим защитникам супружества — мученикам Гурию, Самону и Авиву. Их икона в золоченом окладе слева от алтаря.

Особо чтят тут и тех, о ком Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

— У алтарной части похоронены непосредственные участники русско-турецкой войны, — напомнил настоятель. — Продолжением старинного воинского некрополя стали могилы солдат, освобождавших Минск в 1944-м.