Фрунзенский район

Думать и не сдаваться

О чем говорят со школьниками на уроках мужества воины-афганцы

Эхо войны

Все меньше среди нас остается ветеранов Великой Отечественной войны. Тем ценнее тот вклад в воспитание подрастающего поколения, который вносят воины-интернационалисты.

— С началом нового учебного года мы снова готовы включиться в работу с детьми. Когда звонят из школ и просят провести уроки мужества, откликаемся с готовностью. Мы последнее поколение белорусов, которое терпело тяготы войны, нам есть что сказать, — пояс­няет председатель общественного объединения «Ассоциация инвалидов войны в Афганистане» Сергей Красовский.

Со школами во Фрунзенском у них складывается плодотворное сотрудничество, причем не только с теми, где в свое время учились воины-афганцы из числа минчан. Новые учебные заведения тоже проявляют заинтересованность в общении, и такая инициатива особенно приятна.

Наиболее тесная дружба у ассоциации сложилась с гимназией № 43, расположенной в Каменной Горке. В ней пятый год работает музей чести и доблести воинов-интернационалистов. Здесь собраны личные вещи, документы и фотографии минчан, прошедших войну в Афганистане. Среди них письма, которые писали домой молодые бойцы, выгоревшие под жарким солнцем армейские панамы, полученные награды и даже осколки снарядов. Некоторые экспонаты передали в музей родственники не вернувшихся с той войны солдат.

Ветераны-афганцы — частые гос­ти на гимназических мероприятиях, связанных с патриотическим воспитанием учеников. Уже традиционным стало проведение на базе учебного заведения турнира по стрельбе.

Важный вклад в работу с подрастающим поколением вносят Борис Дубовский, Юрий Стасюк, Александр Жадан, Николай Кожемяченко, Дмитрий Клименычев и другие члены ассоциации.

Если не мы, то кто

Встречи со школьниками воины-интернационалисты проводят в разных форматах. Это могут быть встреча в рамках классного часа, общение за круглым столом во внешкольное время, популярны выступления на сцене актового зала. Воины-афганцы исполняют под гитару песни, показывают документальные видеокадры.

Дополнить впечатления помогает передвижная выставка, которую они всегда возят с собой. Среди экспонатов автоматы, пистолеты, мины, парашюты, десантные ранцы и другое военное снаряжение той войны. Есть вещи, иллюстрирующие быт жителей Афганистана, например несколько паранджей. От музейного принципа «руками не трогать» отказались, все экспонаты в полном распоряжении школьников.

— Зачастую нашим ребятам больно вспоминать пережитое: бои, где погибли товарищи, ранения, из-за которых совсем молодые парни стали инвалидами. Иногда после таких встреч ребят приходится в прямом смыс­ле слова приводить в себя. Но они идут на это. Потому что нас так воспитали: если не мы, то кто? — рассказывает собеседник.

По его словам, большинство школьников имеют весьма смутное представление о войне в Афганистане, многие вообще узнают о ней впервые. Слушают с интересом, задают много вопросов. Часто спрашивают про первый бой. Интересуются, было ли на войне страшно, приходилось ли убивать, за что получили награды. Нередко звучит вопрос: а что, нельзя было откосить?

Сергей Красовский не скрывает: порой доводится слышать от детей довольно нелицеприятные отзывы об афганской войне, почерпнутые из Интернета. Например, что она со стороны Советского Союза была захватнической, соответственно, ее участники — захватчики. Приходится напоминать: правительство Афганистана много раз обращалось к советскому руководству с просьбой о помощи. Так какой же это захват?

— Мы живем в такое время, когда информация из Интернета бесконтрольно обрушивается на неокрепшие детские умы. Поэтому так важно учить думать, получать сведения из разных источников, изучать факты и только тогда составлять мнение. Если этого не сделать, ребята станут легкой добычей для манипуляторов, — уверен он.

Воины-интернационалисты говорят с детьми не только о войне. Затрагивают самые различные темы, которые интересуют подростков.

— В каждом классе свои лидеры и аутсайдеры, но всегда ли эти роли распределены справедливо? Я рассказываю ребятам об одном сослуживце, щупленьком, неумелом, к которому все относились свысока. А в критический момент в бою, когда у меня заклинило автомат и уже в двух шагах был душман, он спас мне жизнь, рискуя своей. По глазам вижу: ребята задумываются, — рассказывает собеседник.

Работа воинов-афганцев не огра­ни­чи­вает­ся встречами в школьных аудиториях. Так, Сергей Красовский много лет трудится вожатым в загородных лагерях отдыха. Не стало исключением и нынешнее лето — три смены отработал в «Бригантине». Такой формат общения дает еще больше возможностей заложить в детские души нравственные ценности, помочь им вырасти достойными людьми, не пасующими перед трудностями.

Он не без гордости рассказывает: один из бывших воспитанников несколько лет спустя поблагодарил его за спасенную жизнь. Во время срочной службы в армии парень неудачно прыгнул с парашютом. У него запутались стропы, камнем полетел вниз. В этот момент в памяти всплыли слова, которые Сергей Красовский всегда говорит детям: в критической ситуации нужно думать, не паниковать и не сдаваться. Парень поборол приступ паники, ножом обрезал стропы и приземлился благодаря раскрывшемуся запасному парашюту.

Поделился руководитель ассоциации и своим пожеланием — хотелось бы больше обратной связи со стороны школьников. Годы берут свое, есть немало воинов-интернационалистов и членов семей погибших в той войне, они нуждаются в поддержке, во внимании. Такая забота со стороны подрастающего поколения помогла бы почувствовать, что о них помнят, что уроки афганской войны не забыты.