Партизанский район

Монумент времени

музей азгура

Современный музей — это не только картины, выстроенные в ряд, но и культурное пространство, объединяющее разные виды искусства. Один из них Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура

Дань традициям

Этот музей называют монографическим — посвящен творчеству одного человека, известного белорусского скульптора. В фондах более 4 200 экспонатов, в основном отданных семьей Заира Исааковича. Это не только скульптуры, но и живописные, графические полотна, личные вещи мастера, в том числе огромная коллекция книг — томики дарили известные писатели. В прошлом году благодаря частному коллекционеру музей пополнился картинами жены скульптора, дочери русского художника Гавриила Горелова.

— Всего не показать — площадь не позволяет. Но мы планируем закупить специальные электронные витрины, с по­мощью которых можно будет ознакомиться с бόльшим количеством экспонатов, — вводит в курс дела старший научный сотрудник музея Дмитрий Михеев.

Сейчас основные мероприятия проводят в скульптурном зале, а также во дворе, если позволяет погода. На образовательные встречи приглашают в так называемую форматорскую.

— Музей начал трансформироваться в арт-площадку лет десять назад. Все началось с проекта «Игра в классики», где собрались люди, представляющие разные виды искусства. Такой симбиоз произвел настоящий фурор, и мы решили продолжить, — поясняет Дмитрий.

И действительно, обычными выставками народ сейчас не удивишь. Хотя и на основную экспозицию, которая не меняется годами, спрос есть, чаще всего приходят иностранцы. Значит, интересуются за рубежом нашими творцами.

музей азгураОбразовательный манифест

В здании музея до его открытия размещалась мастерская, где творил сам Азгур с утра до вечера на протяжении 11 лет. Теперь каждую неделю там проходят мас­тер-классы по лепке из глины. Поучаствовать может каждый. Приходят и бабушки, и совсем еще малыши — все в восторге. Занятия проводит белорусский скульптор Евгений Колчев.

— Этой осенью запускается новый проект «Детская лаборатория». Мальчики и девочки от 6 до 18 лет смогут пройти несколько авторских курсов по скульптуре, живописи, гончарству и другим видам искусства. Это развивает воображение, чувство формы и цвета. Возможно, кто-то из них в будущем сам станет великим художником, — рассказывает научный сотрудник.

Что касается взрослых, то для них в музее проходят фотокурсы. Ведет их Владимир Парфенок. Упор на практику — каждый ученик готовит свой проект.

музей азгураКиноформы

Музей-мастерская Азгура вполне может конкурировать со столичными кинотеатрами. Тут проходят показы фильмов артхаус и ретро, блокбастеров и немых шедевров. В том числе под открытым небом, причем сразу с несколькими проекторами.

— Одна из самых удачных идей — транслировать звук из кино в беспроводные наушники. Такие сеансы называются у нас бесшумными. Сидишь себе, никто не мешает, полностью погружаешься в фильм. Зрителям нравится, — отмечает Дмитрий Михеев.

Кино тут транслируют даже на потолок. Политика музея — экспериментировать. Пришел посмотреть на бюсты Маркса и Ленина, а попал на «Манхэттен» Вуди Аллена или «Малхолланд драйв» Дэвида Линча. Как оказалось, это проект авторского кино Cinemascope.

В стенах музея рождалось много необычных кинематографических идей, например инициатива «Диафильм live» — вечера показов диафильмов, вживую озвученных актерами и музыкантами. Музей-мастерская Азгура — площадка и для оpen-аir фестиваля немого кино, и для современной музыки «Кинемо».

музей азгураДорогу молодым

— Музей открыт для новых инициатив. Если вы, например, молодой джаз-бенд, начинающий театральный коллектив или юный фотограф — добро пожаловать! Присылайте работы, предлагайте идеи концертов, выставок или перформансов, — продолжает Дмитрий Михеев.

Заир Исаакович говорил, что в скульптуре должен быть труд­но­уло­ви­мый ритм, ей надо звучать. Считал, что портрет — это песня без слов. Музыка звучит в музее чуть ли не каждую неделю. Правда, тут не услышишь треки Димы Билана или Ольги Бузовой, зато этническую японскую флейту или препарированную гитару в дуэте с пружинами запросто! Ориентир — иное, не массовое искусство. Отсюда джазовые и этнические концерты, вечера импровизаций, блюзовые сейшены и светомузыкальные постановки.

На прошлой неделе, например, приезжали фолк-группа «Апошні Шылінг», исколесившая почти всю Россию, а также капелла «На Таку», играющая музыку деревенских и бытовых городских танцев прошлых веков. Выступал и ­Anton Ripatti, мастер смешения немецкого кабаре, гитарного фидбэка, эмбиента, рок-н-ролла, нуара и французского шансона. Концерт сопровождался театральным перформансом.

Световое оборудование для создания атмосферы в музее на высоте. В большом скульптурном зале несколько видов освещения, управлять которым можно в режиме онлайн, то есть дистанционно и оперативно.

Выставки и загадки

В ближайших выставочных планах музея — проект «Архив тела/Тело архива». Экспозиция фотографий белорусских авторов из коллекции галереи визуальных искусств NOVA пройдет до 6 октября. А 7 сентября, ко Дню города, стартует таинственный проект, посвященный свету в жизни и искусстве, свету как инструменту для создания новых художественных образов. Всей интриги пока не раскрывают, но известно одно — будет зрелищно.

— Одна из самых экспериментальных выставок за последнее время — арт-резиденция Марка Деркана. В течение месяца ирландский художник взаимодействовал с пространством музея, знакомился с сотрудниками и посетителями, чтобы создать их видеопортреты. Проводил ларпы — театрализованные постановки с участием зрителей, напоминающие иммерсивный или плейбек-театр, только с упором на психологию. Также поступил и театр ПИ, представив серию интер­ак­тив­ных спектаклей, где каждый предлагал свои решения конфликтных ситуаций, взятых из жизни.

Без границ

Специально для площадки музея Азгура режиссер Александр Марченко создал свою Anti[gone]. Этот документальный спектакль, объединивший реальные истории современных минчан и отсылки к античной трагедии, снова покажут в сентябре. Следите за афишей.

Музей настолько атмосферный, что артистам даже не приходится менять под себя пространство, если только самую малость. Музыканты прячутся среди мраморных и бетонных изваяний, танцоры бегают по стеллажам, актеры свободно перемещаются, играя со светом и тенью. Никакой сцены и полная свобода творчества. Это больше, чем культурное пространство.

Специально для музея Азгура режиссер Александр Марченко создал свою Anti[gone] — документальный спектакль, объединивший реальные истории современных минчан и отсылки к античной трагедии.