Депутатский клуб

Есть у города слава гордая

В каком направлении развиваться Минску, чтобы сохранить самобытность и не отстать от других европейских столиц? В преддверии Дня города участники очередного заседания «Депутатского клуба» говорили о прошлом, настоящем и будущем столицы

Тему разговора обозначил исполняющий обязанности генерального директора УП «Агентство «Минск-Новости» Юрий Козиятко.

Юрий Козиятко (далее — Ю. К.): Часто говорят: Минск должен стать европейской столицей. Но ведь городу нужно сохранить самобытность, национальные традиции. На ваш взгляд, удалось ли найти этот баланс?

Валерий Курсевич, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Республики Беларусь

Валерий Воронецкий: Минск изначально был и остается европейским городом. Безусловно, он должен быть самобытным, мы не должны делать кальку с других столиц, но можем привносить сюда всё лучшее, что есть у других, чтобы жители чувствовали себя комфортно. Важно сохранить белорусскую душу, национальную культуру, дух, памятники архитектуры, которые несут свою энергетику, имеют особую ауру. Сам я родился и вырос в Минске. Болею за свой родной город. Хочется, чтобы то, что сделано за последнее десятилетие в центре столицы в плане комфорта, досуга горожан, тех же пешеходных улиц, было перенесено и в районы.

Михаил Милованов, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Рес­пуб­лики Беларусь

Ю. К.: Вот вы сказали о национальном духе. О прошлом города рассказывают не только здания, но и скульптуры. У нас немало памятников, отражающих события XX столетия. Но история Минска насчитывает почти десять веков, в ней немало личностей, сыгравших ключевую роль в становлении и развитии города. И эти славные события далекого прошлого мы не должны забывать.

Михаил Милованов: Полностью согласен с вами, Юрий Васильевич. В настоящее время объявлен конкурс на создание памятника Глебу Менскому — первому летописно известному минскому князю. Радует, что наши с соратниками из военно-исторических клубов многолетние усилия не пропали даром. И для города установление этой скульптуры будет знаковым событием. Как им стал фестиваль исторической реконструкции «Менск старажытны», который традиционно проводим во вторые сентябрьские выходные. Вот и в этом году 8 и 9 сентября представим зрителям реконструкцию десяти веков белорусской истории.

Агентство «Минск-Новости» запустило проект «Депутатский клуб» в феврале 2017 года. Он призван содействовать повышению уровня доверия людей к представителям государственной власти. Его цель — объединить депутатов парламента и Мингорсовета в решении вопросов, непосредственно связанных с качеством жизни населения.

Ю. К: Для архитектуры Минска характерно смешение эпох и стилей. Один из иностранных послов отметил, что ему нравится наш проспект, застроенный зданиями сталинского ампира. Хоккеистам из Канады пришлись по душе высотки из стекла и бетона, кому-то — живописное Троицкое предместье… А какое место, на ваш взгляд, является лицом Минска?

Татьяна Сайганова, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Рес­пуб­лики Беларусь

Алексей Сокол: Отмечу проспект Дзержинского — современный облик, стильная застройка. Я родился в Минске и очень люблю его. Он отличается от столиц других стран. Отрадно, что сегодня руководством города, комитетом архитектуры и градостроительства проводится работа по приданию Минску современного облика, дается зеленый свет проектам молодых зодчих. Предстоит решить еще немало проблем. Одна из основных — вынос промышленных предприятий из центра города. На их месте планируется строить административные здания, жилые комп­лексы, объекты социальной инфраструктуры. Последних сегодня недостаточно и в молодых микрорайонах. Нужно продолжать развивать туристические пешеходные зоны и решать вопрос с парковками. Мы пытаемся использовать плоскостные сооружения, в то время как другие столицы делают ставку на многоуровневые паркинги.

Валерий Воронецкий, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Рес­пуб­ли­ки Беларусь

Валерий Бороденя: А мне не нравятся высотки из стекла и бетона, как на проспекте Дзержинского. «Человейник» в 20 этажей не характерен для белорусского менталитета. Выскажу свое мнение и по поводу парковок. Автомобилизация — это тупиковый путь эволюции города. Чем удобнее пользоваться машинами, тем больше их становится, соответственно, тем хуже экология. Поэтому крупные европейские города идут по пути уменьшения числа автомобилей, то есть жителям должно быть дорого и не очень удобно пользоваться личным транспортом, а общественным, наоборот, комфортно и дешево. Тогда человек сознательно выберет второй вариант. Первые шаги в этом направлении в Минске уже сделаны: весь центр города охвачен платными парковками.

Роман Никонов (далее — Р. Н.): Считаю, развивать нужно все виды транспорта и создавать такие условия, чтобы у человека был выбор: сейчас воспользоваться общественным транспортом, а в другое время — личным автомобилем.

Игорь Комаровский, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Рес­пуб­ли­ки Беларусь

Игорь Комаровский (далее — И. К.): Отмечу еще одну особенность нашего города — здесь довольно успешно соседствуют объекты производственной и социальной инфраструктуры. В то же время немало учреждений образования и здравоохранения солидного возраста, которые требуют обновления. Как правило, в таких жилых районах, а они есть и в центре, и на окраинах, преобладает возрастное население, которому необходимо повышенное внимание с точки зрения медицинского обслуживания, социальной заботы. Это тоже неотъемлемая часть нашей с вами работы, уважаемые коллеги.

Татьяна Сайганова (далее — Т. С.): Я родилась в Витебской области. Первый раз приехала в Минск в 5-летнем возрасте, но хорошо помню, какие чувства переполняли меня, когда шагала по столице своей родины. В нынешнем году в День знаний я посетила несколько школ и увидела: такую же гордость за свой город ощущали ребята на школьных уроках, посвященных Году малой родины. Насколько увлекательно учителя рассказывали об истории Минска! Я тоже предложила школьникам викторину. И была удивлена, что юные минчане хорошо знают, когда городу было даровано магдебургское право. Общаясь с десятиклассниками, услышала от них интересное предложение по развитию велоинфраструктуры и популяризации здорового образа жизни. Суть в том, чтобы в столице работала единая сеть велопроката и можно было взять байк в одном месте, доехать до другого и оставить там двухколесный транспорт, не возвращая его на первую парковку. Думаю, к реализации этой идеи мог бы подключиться наш «Мотовелозавод».

Читайте также:  От глобального к частному
Виктор Жуковский, депутат Мингорсовета 28-го созыва, главный государственный санитарный врач Ленинского района

Хочу также немного затронуть городские проблемы. Мой округ Купаловский, это центр Минска. Сейчас здесь активно идет снос частного сектора. На прием ко мне приходят люди, которые бы хотели взамен сносимого получить ­жилье в своем же районе, а не переезжать на другой конец города. Но в законодательстве сегодня такое право не закреплено. А проблема есть. Попробуем внести эту поправку в проект нового Жилищного кодекса ко второму чтению.

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Рес­пуб­ли­ки Беларусь

Сергей Смольский: Частный сектор имеет место быть в городе, просто нужно навести там порядок. Не стоит застраивать всё многоэтажками. Я сам вырос в таком районе, до сих пор живу в доме, построенном отцом. Помню, за соседней хатой было колхозное поле. Минск рос на моих глазах. Радует, как развивается, меняется родной город. Считаю, что он должен в первую очередь быть удобным для жителей, а не соответствовать каким-то европейским канонам. Что касается архитектурного наследия, нет вины минчан в том, что так мало сохранилось исторических зданий. После войны город фактически отстраивали заново.

Виктор Жуковский (далее — В. Ж.): Я тоже минчанин, вырос в районе улиц Урицкого, Интер­на­цио­наль­ной и хорошо помню, каким был город моего детства. Учился в школе в районе Немиги, за пожарной частью. Канализации там не было — выгребные ямы, водопровод частично. И таких зданий на этой улице хватало. Что касается сохранения исторической застройки, то здесь есть моменты и особенности, о которых многие забывают. В 1930-х годах Минск строили как столицу. Возвели Государственную библиотеку БССР (сейчас там Совет Республики Национального собрания. — Прим. авт.), оперный театр, Дом офицеров. Все эти здания имели проектную документацию, по­это­му после войны можно ­было провести экспертизу и восстановить их. А большинство домов были построены без строи­тель­ных планов и норм. Вот и пришлось после войны Минск отстраивать заново.

Хочу обратить внимание и на такой факт. Автомобильный парк столицы в те годы насчитывал десятки машин, но те, кто принимал градостроительные решения, смотрели на несколько десятилетий вперед и понимали: город будет активно расти и развиваться, поэтому заложили ширину главного проспекта в 48 м, хотя тогда ширина центральных улиц не превышала 18 м. А уникальная Вилейско-Минская водная система, водно-зеленые диаметры столицы?

Александр Рубинов, депутат Мингорсовета 28-го созыва, директор предприятия «Минский хладокомбинат № 2»

Надо дорожить своим прошлым, правильно оценивать за­мыс­лы предшественников. Сегодня нередко при реализации градостроительных решений встречаются две точки зрения — узкоспециальная и общественная. В депутатской деятельности мы постоянно сталкиваемся с конфликтными ситуациями при общественных обсуждениях. Помните, какие споры разгорелись из-за реконструкции сквера на улице Восточной? А теперь сравните: как эта зеленая зона выглядела раньше и как сейчас. Кому нужно искусственно раздувать эти конфликты, превращать общественное обсуждение вопросов по организации городской среды в балаган?

Алексей Сокол, депутат Палаты представителей На­цио­наль­но­го собрания Республики Беларусь

Р. Н.: В то же время с помощью общественности можно решить некоторые локальные городские проблемы. Приведу пример из своей депутатской практики. На лавочках в сквере возле тракторного завода собирались пьяницы, люди жаловались. Однако административными ресурсами добиться изменения ситуации не удалось. Тогда мы обратились за помощью к руководству МТЗ. В сквере обустроили детскую площадку. И это место стало центром притяжения мамочек с малышами, которые здесь ожидали с работы мужей. В итоге женщины сами вытеснили выпивох из сквера. Злополучный сквер стал любимым местом отдыха жителей этого района.

Ю. К.: На ваш взгляд, уважаемые депутаты, что можно отнести к достижениям Минска в последние годы? Чем город может гордиться?

В. Ж.: Сделано немало. Выросли жилые кварталы, новыми объектами насыщена социальная инфраструктура. Культурно-спортивная жизнь Минска стала яркой и насыщенной. Каж­дые выходные проходят крупные соревнования, турниры, фестивали, концерты. Многие стали знаковыми и собирают тысячи жителей и гостей столицы. Например, Минский полумарафон, велокарнавал, открытие мотосезона, шествие Дедов Морозов и Снегурочек… В Минске успешно развивается система общественного самоуправления, КОТОС объединяют людей в стремлении сделать свои подъезды и дворы краше и уютнее.

Сергей Смольский, депутат Мингорсовета 28-го созыва, генеральный директор ОАО «Постторг»
Роман Никонов, депутат Мингорсовета 28-го созыва, директор ООО «Сенком»

Александр Рубинов: Верхний город летом становится центром притяжения и жителей, и гостей столицы. Здесь проводят музыкальные вечера, праздники национальных культур.

И. К.: Не только знаковыми спортивными и культурными событиями славится Минск. Активно развивается спортивная инфраструктура в микрорайонах. Строят физкультурно-оздоровительные комплексы, оборудуют спортивные площадки, школы, детские сады возводят с бассейнами.

Валерий Курсевич: Главное богатство Минска — люди, которые трудятся на благо родного города. Нам есть кем гордиться!

Т. С.: Поддержу коллегу. В столице сложилась славная традиция — в эти праздничные сентябрьские дни награждать тех, кто делает город лучше, краше, комфортнее. Уже совсем скоро городские власти будут чествовать победителей конкурса «Минский мастер» и лауреатов почетного звания «Минчанин года».