Облик столицы

Искусство стройки и житья

На его глазах послевоенный Минск с населением в 150 000 человек вырос до двухмиллионного города. Какой была столица его юности, какую лепту внес он сам в ее нынешний облик, вспоминает заслуженный строитель Беларуси и почетный гражданин Минска Виктор Мицкевич

В нынешнем году Виктору Иоси­фовичу исполнилось 85 лет. Надо признаться: этому улыбчивому активному мужчине никогда не дашь столько. Зато возраст и богатый жизненный опыт позволяют рассказать о том, чего не знают многие жители города.

Разговор начинаем с воспоминаний о Минске конца 1940-х.

Виктор Мицкевич
Виктор Мицкевич

Виктор Иосифович Мицкевич приехал в Минск 15-летним пареньком. Получил профессию токаря. Потом были служба в армии, учеба в техникуме. Проработал 40 лет на разных должностях в ОАО «Трест № 15 «Спецстрой», в том числе 23 года был руководителем этой организации. При нем трест стал одним из самых значимых предприятий строительной отрасли страны.

За добросовестный труд Виктор Мицкевич награжден орденом «Знак Почета», медалями, за участие в строительстве Минского метрополитена стал лауреатом Государственной премии СССР. «Заслуженный строи­тель БССР», в 1999 году удостоен звания «Почетный гражданин горо­да Минска».

Где был ипподром

— В 1948 году я подростком приехал в столицу, город был маленький. Помню Комаровку, здание института физкультуры (теперь СОЦ «Олимп» на улице Я. Коласа, 2. — Прим. авт.), Академию наук, Нижний рынок возле Троицкого предместья. Мы из ремесленного училища с улицы Островского (ныне Раковской) бегали на этот рынок за семечками и ходили в баню в Троицкое предместье, — рассказывает собеседник. — Улица М. Горького (ныне М. Богдановича) в районе оперного театра имела ширину не более 6 м и была выложена брусчаткой. А в сторону современной улицы Сурганова — болотистая местность, которая шла до Комаровки.

За ботаническим садом, где теперь улица Макаёнка, под открытым небом размещалась выставка трофейной военной техники. Это уже окраина того Минска, до нее и добраться было нелегко. Место, где теперь улица Волгоградская, называли ипподромом, хотя там был пустырь. На нынешней Орловской в начале 1950-х росла рожь, а на месте Киевского сквера долгое время был карьер, откуда на строительство брали гравийно-песчаную смесь.

В послевоенное время в городе в основном развивалось трамвайное движение. Было несколько маршрутов, к примеру, один — от Дома правительства к улице Опанского (начало улицы Притыцкого), другой — от роддома на Володарского к площади Свободы, потом по улице М. Горького к хлебозаводу на Сторожевской. Еще одна линия соединяла Первомайскую и нынешний проспект Независимости.

Что касается строительства, специальной техники не было, объекты возводили вручную, со строительных лесов. Дома в основном из кирпича. Имелись особые приспособления, на которые грузили материал, и на спине рабочие поднимали его на нужный этаж. Первая кирпичная высотка выросла после войны на углу улиц Куйбышева и Варвашени (ныне проспект Машерова), возле военного госпиталя. Мы еще бегали смотреть на это чудо.

Позже на улице Минина открыли завод силикатных изделий: он выпускал блоки. Их впервые использовали для возведения домов в микрорайоне на улице К.  Либкнехта. А в 1957 году заработал домостроительный комбинат и началась новая эра жилищного строительства. Панельные дома появились на Я. Коласа у воинской части, потом на бульваре Толбухина.

Артерии города

Ремесленное училище, завод имени Ворошилова, служба в армии, строительный техникум, Трест № 15 «Спецстрой». Это краткие вехи трудового пути Виктора Мицкевича. Любопытно, что, придя в строительную сферу, он все время работал в одном трес­те, правда, в разных должностях. Начинал с десятника (бригадира), потом был мастером, прорабом, начальником участка, начальником строительного управления. Уже имея диплом о высшем образовании, стал начальником стройтреста и руководил им 23 года.

— СУ-70, где я проработал 10 лет, было поначалу единственным в Беларуси, которое занималось механизированными земляными работами. Прокладывали теплотрассы, водопровод, канализацию, дороги по всей рес­пуб­ли­ке. Позже аналогичные под­разделения создали в каждой области, тогда мы стали работать только на столицу.

Что сделал наш трест для Минска? Обеспечил все спальные районы дорогами, водой, канализацией, теп­ло­трас­са­ми. Все городские водозаборы построены нами. Делали очистные сооружения в Шабанах (две первые очереди). Практически все инженерные сети столицы также проложены силами Треста № 15 «Спецстрой». И хотя эта работа не на виду в отличие от зданий, но без этого столица не смог­ла бы существовать.

ОАО «Трест № 15 «Спецстрой»

Организация создана в 1945 году как трест дорожно-мостового строительства в составе управления по восстановлению Минска. Нынешнее название носит с 1991-го. За время существования проложены сотни километров тепломагистрали, возведены насосные станции, создана современная система столичного водопровода, канализации, построена взлетно-посадочная полоса минского аэропорта и многое другое.

В последние годы трест принимал участие в строительстве транспортных развязок на пересечении улиц Маяковского — Денисовской, Филимонова — проспекта Независимости. Сейчас организация возводит аналогичное дорожно-транспортное сооружение на пересечении проспекта Дзержинского и 1-го транспортного кольца, прокладывает южную магистраль с развязкой на улице Аэродромной.

Минская подземка

Особо значимым и памятным объектом Треста № 15 «Спецстрой» Виктор Иосифович называет метро.

— В июне 1977 года была заложена первая свая в основание будущей станции «Парк Челюскинцев». Работы начинал наш трест: был сделан котлован для входа тоннелепроходческого щита. А уже в ноябре к проходке приступили специалисты специально созданного в городе подразделения «Метрострой». Мы же обеспечивали для них фронт работ: выносили сети, делали дорожные объезды, — рассказывает собеседник. — Почему начали именно с парка Челюскинцев? Имеющееся пространство позволяло сделать здесь котлован для запуска щита, было место и для временных путей общественного транспорта.

— Метро строили по первому слову, — продолжает Виктор Иоси­фович. — Где-то чего-то могло не хватать, но не на этом объекте. Люди тоже с пониманием относились: если надо, и ночью работали. И со сложностями постоянно сталкивались. Минск застраивали после войны, точные схемы инженерных коммуникаций не всегда имелись. Поэтому часто натыкались на сети там, где не ожидали. Вот и думали, как их обойти: где гуськом (сверху), а где мешочком (снизу). Много таких коммуникаций встретили возле ЦУМа у тогдашнего завода имени Ленина (ныне ОАО «Амкодор-Белвар»). На стройке постоянно работали проектировщик и представитель стройтреста. С ходу вносили корректировки в проект, прямо на объекте ставили штамп, чтобы заверить изменения, и приступали. Это ускоряло процесс.

Курган, да не там

«Курган Славы» под Минском тоже создан с участием Треста № 15 «Спецстрой». Со строительством этого объекта связан интересный факт. Расположить холм с обе­лиском изначально планировали по другую сторону от трассы, но, как рассказывает Виктор Иосифович, вовремя поняли, что на обозначенном месте объект будет смотреться не так выразительно. Ландшафт не позволял создать наиболее яркую картину, особенно со стороны шоссе московского направления. Поэтому «Курган Славы» перенесли на его нынешнее место.

Удивили новинкой

Интересный факт: мелкоштучная тротуарная плитка, которую теперь повсеместно используют для благоустройства, появилась в Минске стараниями нашего героя.

В начале 1990-х Виктору Мицкевичу довелось побывать за границей, где он увидел новый материал и, впечатлившись, решил наладить его выпуск в Беларуси. В то время трест прокладывал инженерные коммуникации в военных городках, которые строили для выводимых из Германии частей ограниченного контингента советских войск. Оплачивала работы немецкая сторона, причем валютой. За эти средства удалось приобрести за границей необходимое оборудование.

— В 1993 году привез из командировки первую машину для производства плитки, и мы наладили ее выпуск для своих нужд, аттестовали продукцию. Позже идею подхватили некоторые частные компании. ОАО «Минскжелезобетон» освоило выпуск аналогичного изделия в серийных масштабах. Но мы были первыми и продемонстрировали совершенно другие возможности благоустройства городского пространства. С участием нашего треста преобразился Александровский сквер, позже площадь у Комаровского рынка.