Классики жанра

Точка отсчета

Виктор Альшевский

Виктор Альшевский готовит в Национальном художественном музее персональную выставку, которую посвятит Дню города. Наш корреспондент заглянула к нему в мастерскую и узнала, чем собирается удивлять публику

Виктор Альшевский из тех творцов, кто постоянно созидает нечто новое, стремясь выйти за рамки стандартов и шаблонов. В картинах с легкостью совмещает разные эпохи, артефакты, яркие краски, гео­мет­ри­чес­кие формы, символы и знаки, создавая цельные, гармоничные образы и сюжеты. Мастерская художника как его картина — большая и пестрая, где у каждого предмета свое предназначение. Есть место мольберту с красками, живописным полотнам, музыкальным инструментам — фортепиано и трубам, биб­лио­те­ке, мини-кухне, гостиной. Растут даже деревья — три ги­бис­ку­са подпирают 4-метровый потолок, создавая атмосферу сказочного сада.

— Мастерскую получил после окончания академии искусств — учился на монументальном отделении. Работаю здесь более 30 лет. Это второй дом, где не только пишу картины, но и встречаюсь с коллегами, друзьями. Бывало, устраи­вали концерты, хотя сам не музицирую, — рассказывает Виктор Владимирович. — Раньше во время написания картин слушал музыку. Сейчас на формирование мировоззрения влияет только сознание.

виктор альшевскийПолотна Виктора Альшевского хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном центре современных искусств, выставочном объединении «Центральный дом художника» в Москве, художественных галереях в Германии, Норвегии, Польше, Италии, во Франции, в Испании, Великобритании, США, Турции, Китае и других странах.

Результат работы мысли художника — на картинах. Вдоль стен стоят «Фрагменты Вавилонской башни». Это произведение он создает с 2003 года. Оно включает в себя 52 холста разных форм и размеров, соединенных в большие треугольные конструкции. Мозаика из объектов архитектуры, памятников истории, артефактов различных культур, геометрических фигур впечатляет. Во всем взаимосвязь и математическая закономерность. Воображение начинает работать, пытаясь разгадать послание художника.

— «Фрагменты Вавилонской башни» — это результат осмысленных наблюдений, размышлений, накопленного опыта. Вавилонская башня — мифический образ стремления человека приблизиться к Богу, к безграничным знаниям. Ее разрушили, поскольку строительство бессмысленно. Тем не менее люди с древних времен возводят разные башни, в том числе духовной культуры. Каждые цивилизация, народ и человек закладывают в нее свои кирпичики. Моя башня — попытка объединить разные эпохи, народы, культуры и показать их взаимосвязь как в пространстве, так и во времени.

Художник задумал собрать из картин четырехгранную башню.

— Проект в развитии, еще не закончен. На выставке он будет представлен впервые в полном объеме, но в разобранном виде — из-за размеров башни. Ее высота — 4,5 м, ширина по периметру — 3,2 м, — поясняет художник. — В идеале на каждую картину нужны позолоченные рамы, общая стоимость которых составляет порядка 5 тысяч долларов. Таких денег нет, поэтому пока делаю простую металлическую обкладку. Может, эту башню, как и Вавилонскую, не суждено достроить.

На выставке будут представлены и другие произведения — из коллекций «Музеи мира», «Мой Минск», портреты современников. Всего 90 полотен.

— «Точка отсчета» — как точка опоры, рождения не только жизни, но и любого события, его развития. Моя первая точка отсчета — деревня Угольщина Белыничского района, где родился. Затем Минск, куда приехал в 1966 году поступать в Республиканскую школу-интернат по музыке и

Читайте также:  Игра в куклы

изобразительному искусству. В столице начался творческий путь, так что выставка не случайно открывается накануне Дня города, это мое посвящение ему, — продолжает собеседник.

Станет она и своеобразным творческим отчетом в преддверии 65-летия Виктора Альшевского. У него яркая карьера: работал в творческих мастерских, преподавал в Белорусской государственной академии искусств — профессор по специальности «Искусство», руководил Центром современного дизайна ОАО «Керамин», госучреждениями «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры» и «Центр современных искусств». Участник многочисленных выставок и куратор культурных проектов. Из последних — «От Лиссабона через Минск, Москву, Астану и до Владивостока», инициированный посольством Беларуси во Франции, организация выставки белорусских художников в салоне Гран-Пале в Париже.

Сейчас большую часть своего времени посвящает работе в мастерской и реализует творческие задумки.

— Искусство — это не то, что мы видим, а то, что думаем. Художник создает тему, идею и потом материализует их. Только развивая сознание, можно достичь высокого результата, — рассуждает Виктор Альшевский. — Первоначально все рождаются художниками — все дети рисуют. Но потом человек делает выбор в пользу того занятия, к которому склонен, и тогда способность к изобразительному искусству угасает. Мой выбор профессии был пре­допре­де­лен — череда случайностей вела к искусству. Это лишь требовало осмысления и получения профессиональных навыков.

За активную творческую деятельность и вклад в развитие белорусского современного искусства Виктору Альшевскому присвоено звание лауреата Государственной премии Республики Беларусь, награжден медалью Франциска Скорины.

Отвечая на вопрос об учителях, говорит: это понятие абстрактное и конкретное одновременно.

— Помню всех своих наставников, в числе которых и родители. Но самый большой учитель — книги. В них знания, накопленные веками. Они наполняют информацией, дают импульс для дальнейшего развития. Если человек это понимает, будет постоянно учиться, — объясняет собеседник.

Виктор Альшевский любит пофилософствовать. Некоторые размышления изложил в книге «Уражанне раўнавагі, альбо Лесвіца ўверх». В ней собраны воспоминания из детства, зарисовки из путешествий, художественные рассказы, мысли об искусстве и духовности, каталог картин.

— Я не мечтал быть писателем, просто нравится записывать впечатления, размышления, особенно во время путешествий. Со­вмещать искусство и литературу сложно, — отмечает Виктор Владимирович.

По его мнению, вдохновения не существует, если человек не работает изо дня в день.

— Вдохновение — состояние аффекта, которое длится недолго. Когда оно приходит, испытываешь подъем чувств. Если человек не трудится, то не знает, как это применить. Говоря о холсте, рисуешь, рисуешь, а затем вдыхаешь в это произведение жизнь, энергию. Ее потом чувствуют зрители, картина находит отклик в их душе и остается в истории, в противном случае — канет в Лету, — считает Виктор Альшевский.